Букварь репкин восторгова левин

Процесс овладения речью — длительный и многоэтапный процесс, протекающий в дошкольном, школьном возрасте и у взрослого человека (М. Р. Львов). Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте — неотъемлемая часть учебного процесса в целом, без овладения навыками чтения невозможно как дальнейшее развитие и совершенствование речи, так и систематическое образование и освоение других, неязыковых дисциплин. В последнее время учащиеся все чаще сталкиваются с новейшими информационными технологиями, электронными средствами массовой информации и коммуникации, но овладение современными образовательными технологиями не представляется возможным без первоначальных знаний, которые они получают на самом раннем этапе обучения.
Ключевые слова.
Букварь, учебно-методическое пособие, развитие речи, пополнение образовательного ресурса, овладение речью, обогащение и активизация словаря, традиционный и инновационный подход, возрастные особенности, мотивация к обучению, языковая компетенция.
Обучение грамоте представляется одним из самых важных этапов в общем развитии человека как личности, и оттого, по какой азбуке, по какому букварю ребенок начнет свое вступление в мир русского языка и литературы, зависит его дальнейшее образование, а иногда и выбор жизненного пути. Букварь — «учебная книга для первоначального обучения грамоте» (М. Р. Львов), букваристика — отрасль методики русского языка. Букварь содержит картинки для бесед и развития речи, составления слогов, слов и предложений; буквы в определенном порядке (в соответствии с концепцией автора); слоги и слова с новыми буквами; тексты, которые могут быть прочитаны учащимся; отрывки из литературных произведений.
Методика обучения грамоте имеет богатую историю, но границы исследования не позволяют проследить этапы ее становления и охватить целиком. Отметим, что специалисты всегда старались найти самые эффективные способы и вели научные поиски в разнообразных направлениях (Л. С. Сильченкова).
Современные буквари и учебно-методические пособия имеют свои особенности и отражают реалии и приметы времени. С одной стороны, современный социум как нельзя лучше способствует пополнению образовательного ресурса ребенка. На улице он всюду видит рекламные объявления, большие щиты и вывески, так называемые «перетяжки» со «слоганами» различных фирм. Дома ребенок сидит перед экраном телевизора или компьютера, играя во всевозможные игры, но никто не может поручиться, что это развивающие игры, способствующие его языковому обучению.
Сегодня в первый класс приходят дети, многие из которых в той или иной мере владеют навыками чтения и письма, и в школе такой ребенок начинает скучать на занятиях, в результате интерес к овладению дальнейшими навыками чтения ослабевает, а порой исчезает совсем, так как пропадает познавательный интерес. Дальнейший процесс овладения речью на уроках русского языка может быть осложнен трудностями другого характера. Академик Г. Г. Граник отмечает: «Среди многочисленных целей обучения русскому языку в школе в разные годы на первый план выдвигалось разное: то скорейшая ликвидация безграмотности, то грамотное оформление письменных текстов, то определенная сумма лингвистических знаний, то освоение коммуникативной функции языка. Однако ни одна из этих целей так и не была достигнута, а русский язык по-прежнему остается одним из самых нелюбимых школьных предметов» (8). Далее она поясняет: «Вот данные, приведенные в приложении к газете «Первое сентября» — «Русский язык». Старшеклассникам нужно было назвать пять ключевых слов, с которыми у них ассоциируется русский язык как предмет изучения в школе. 79% учащихся написали слова с отрицательной оценочночстъю, и среди них на первом месте: скука, тоска, нудно, однообразно, много правил, много исключений, мало практики, ошибки, нелюбимый с детства предмет…» (8).
Авторы современных букварей и учебно-методических пособий по развитию речи учащихся начальных классов стараются учитывать эти особенности и вносят свои коррективы в процесс дальнейшего формирования речевых умений учащихся.
Для получения реального представления о том, какие сегодня применяются буквари и учебно-методические пособия и буквари, необходимо обратиться к их анализу, определить их особенности и специфику. С этой целью предпринята попытка решить следующие задачи: определить обязательный учебный материал, способствующий активному усвоению школьниками навыков устной и письменной речи; проанализировать необходимый объем знаний и умений, получаемых учащимися начальных классов в процессе обучения по данному учебно-методическому пособию; сравнить сочетание традиционной и инновационной составляющей; определить, насколько то или иное учебно-методическое пособие написано с учетом возрастных психологических о собенно стей учащихся.
С целью получения объективной картины о целях и содержании действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи и современных букварей были рассмотрены работы следующих авторов: 1. Т. М. Андрианова. Букварь. 2. М. Н. Быстрова. Букварь. Мир слова. 3. И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Мой любимый букварь. 4. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А. Ф. Шанько. Букварь. 5. Н. С. Жукова. Букварь. Пособие по обучению детей 5-6 лет правильному чтению. 6. Н. В. Нищева. Мой букварь: Книга для обучения дошкольников чтению. 7. Е. И. Соколова. Букварь: Пособие по обучению чтению детей. 8. В. В. Шакирова. Путешествие в звуко-буквию. Учебное пособие, букварь-тетрадь для обучения детей чтению в игровой, занимательной форме. 9. Г. П. Шалаева. Букварь для мальчиков. 10. Д. Б. Эльконин. Букварь. Часть 1. Учебник-тетрадь.
Действующие буквари и учебно-методические пособия, отражая реалии сегодняшнего дня, уделяют большое внимание работе над развитием как первичных, так и последующих речевых умений и навыков, а также работе над словом.
«Букварь»Т.М.Андриановой(1), написанный с учетом возрастных особенностей ребенка, предлагает детям различные развивающие игры, стихи, скороговорки, загадки. Особенностью данного букваря является его многоплановость. Автор убеждена, что урок нельзя строить только на одном виде деятельности (например, только чтении или только письме), методика подачи материала должна быть дробной, это позволяет удержать внимание ребенка и не дать ему заскучать и отвлекаться во время урока. С этой целью, по мнению автора, задания следует чередовать. Данный букварь учитывает современные методические требования, в том числе и требование личностно-ориентированного обучения.
Обучить чтению помогает «Букварь. Мир слова» М. Н. Быстровой (2), ставящий своей задачей с раннего детства закладывать фундамент грамотного письма и способствовать формированию у ребенка любви к чтению.
Большой интерес для педагогов может представлять «Мой любимый букварь», написанный лингвистом, профессором, автором многих книг для детей, учебников и двадцати широко известных пособий И. Б. Голуб в соавторстве с профессором Д. Э. Розенталем (3). Данная книга отличается не только высоким профессионализмом, но и написана увлекательным языком.
Самым популярным и востребованным является букварь В. Г. Горецкого (4), эффективность которого проверена годами практики. Известно, что 60 % школьников обучалось и обучается по этому букварю.
Специалисты отмечают, что успех этого пособия основан на продолжении традиционных классических традиций отечественной букваристики. Все буквари прошлого одной из своих задач ставили воспитание в детях уважения к труду, и в этом ряду данный букварь — достойный преемник.
Отметим, что букварь В. Г. Горецкого построен на принципе частотности, который предполагает изучение букв по принципу частоты их употребления.
Известно, что букварь, являясь первой книгой ребенка, учит его не только чтению, но и правилам поведения в социуме, нормам и жизненным установкам. В этом смысле букварь В. Г. Горецкого содержит не только тщательно отобранный дидактический материал, но и материалы воспитательного характера, где приоритетными задачами являются гуманное отношение к человеку, позитивное отношение к миру, патриотизм и высокие нравственные принципы.
«Домашний букварь. Пособие для родителей и детей», составленный логопедом Н. С. Жуковой (5), основан на традиционном подходе к обучению чтению, но автор дополняет его другим способом обучения ребенка чтению, осознанию им буквосочетания как цельного графического элемента — слога в качестве единицы чтения, в дальнейшем — письма.
Особенностью этого букваря является задача наибыстрейшего обучения ребенка чтению и намеренный отказ автора от занимательности и развлекательности. Автор, используя опыт работы логопеда, сочетает обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме.
Интерес представляет букварь, написанный учителем-логопедом Н. В. Нищевой «Мой букварь: Книга для обучения дошкольников чтению», которая учитывает закономерности формирования детской речи. Автор предлагает изменить традиционную последовательность знакомства ребенка с буквами алфавита, так как не все звуки одинаково легки по произношению, и предлагает свою методику. Данный букварь предназначен для обучения чтению и может использоваться на занятиях с детьми с нормальным речевым развитием и имеющими дефекты речи.
«Букварь: Пособие по обучению чтению детей» педагога-методиста Е. И. Соколовой, автора более семидесяти развивающих книг для дошкольников, представляет собой обобщение многолетнего педагогического опыта работы с детьми этой возрастной группы. Данную книгу отличает умелое сочетание традиционного подхода с современными методами обучения школьников чтению, использование авторских приемов обучения, которые, в частности, выражаются в особом подборе слов, что позволяет повысить эффективность обучения чтению. Автором поставлена задача научить детей самостоятельно читать еще до поступления в школу.
В процессе изучения теоретического материала и отдельных видов учебно-методических пособий и букварей рассмотрена работа автора В. В. Шакировой «Путешествие в Звукобуквию» (13). Следует отметить, что такой лингвометодический термин, как «звуко-буква» уже употреблялся языковедами в начале XX века. Автор известного в начале XX века букваря «Словечко» П. П. Мироносицкий использовал его для обучения малышей грамоте. Подобный термин встречается и в работах методиста начала прошлого века И. Н. Шапошникова.
Автор полагает, что для более успешного процесса обучения детей чтению следует формировать устойчивый интерес к самому процессу чтения и положительную мотивацию к обучению. Она выделяет следующие мотивы: познавательный, перспективный, мотив личностного роста, мотив общения со сверстниками.
Данная работа написана с учетом возрастных особенностей дошкольников и школьников, а также с учетом разного уровня развития детей. По мнению автора, дидактический материал, предлагаемый учащимся, не должен быть скучным, неинтересным и навязчивым, он должен быть увлекательным для них, подаваться в форме игры и быть максимально эффективным.
Обращают на себя внимание «Букварь для мальчиков» и «Букварь для девочек», специфической особенностью которого является их назначение — только для обучения чтению мальчиков и только для обучения чтению девочек. Автор Г. П. Шалаева убеждена в том, что психофизические особенности детей неодинаковы, мальчики в силу своих психологических особенностей более склонны к активному обучению и
потому предлагает им задания в игровой форме. Девочки, по мнению автора, более усидчивы и послушны, в силу чего им предлагаются задания другого типа.
«Букварь. Часть 1. Учебник-тетрадь» ученого Д. Б. Эльконина (15) знакомит детей с навыками моделирования слоговых и звуковых схем слов и рассказывает о русском языке как системе.
Интерес к букварю с давних пор проявляли не только методисты, но и писатели. Примерами являются буквари и азбуки, созданные С. Я. Маршаком, Б. В. Захо дером, А. Л. Барто. Не обходят стороной эту тему и современные поэты и писатели. Можно назвать «Букварик» Л. Л. Яхнина, «Веселый букварь» Т. Ш. Крюковой, «Твой букварь» Г. В. Сапгира. Несмотря на то, что данные буквари не являются учебными книгами для первоначального обучения грамоте и не содержат методических разработок, они имеют познавательное и воспитательное значение и могут использоваться для домашнего обучения или в качестве дополнительного материала по развитию речевых умений и навыков.
Самой известной книгой для первоначального чтения детей является «Букварь» Д. И. и Е. Н. Тихомировых, изложенный в простой и доступной для детей форме и предназначенный не столько для специалистов, сколько для родителей и домашнего чтения. Заложенные здесь традиции, специально отобранный дидактический материал, способствующий формированию у детей навыков чтения и воспитывающий у них трудолюбие, доброту и чувство прекрасного, имеют продолжение и сегодня.
Современная методика преподавания русского языка и литературы учитывает и те новые реалии, которые вносит жизнь. В повседневность давно вошли электронные средства, Интернет с широкими возможностями, в последнее время появились даже электронные учебники, в том числе и электронный букварь, однако, наряду с положительными сторонами он имеет свои отрицательные стороны. Обучение детей по электронному букварю, как отмечают методисты, представляется процессом современным и увлекательным, однако небезопасным, так как длительное нахождение перед экраном компьютера может повредить их здоровью. В силу этого пользование электронным букварем должно идти параллельно с традиционным учебником.
В исследовании не ставилась задача рассмотреть все имеющиеся в печати буквари и охарактеризовать инновации, которыми характеризуются современные авторские работы, нами осуществлен обзор в этом направлении, который позволяет сделать следующие выводы.
Имеющиеся учебно-методические пособия и буквари, отражая реалии сегодняшнего дня, уделяют большое внимание работе над развитием как первичных, так и последующих речевых умений и навыков, а также работе над словом. Их отличают следующие характеристики:
1) в букварях представлен обязательный учебный материал, способствующий активному усвоению школьниками навыков устной и письменной речи; 2) предложен необходимый объем знаний и умений, который ученики получают в процессе обучения по данному учебно-методическому пособию;
3) умело и профессионально сочетается традиционный и инновационный подход;
4) учитываются возрастные психологические особенности учащихся.
Вместе с тем в современных букварях имеются определенные недочеты. Некоторые действующие буквари сосредоточены на частных проблемах и не дают ребенку целостного представления об огромном мире русского языка и литературы, не имеют охвата картины мира, в котором предстоит жить маленькому человеку. Букварь, являясь первой книгой в жизни человека, обучает его не только собственно чтению, но и умению ориентироваться в сложных условиях современного социума, основываясь на традиционных принципах нравственности-доброте, милосердии, уважении к людям, любви к Родине. Букварь словно нацеливает маленького человека, гражданина общества, как ему жить в этом обществе, как регулировать свои отношения с ним и найти достойное место.
В силу этого букварь является личностно ориентированной книгой, пробуждающей в ребенке желание стать социально полезным членом общества.
Несмотря на возросший объем и усложненность материала, некоторые современные буквари не всегда могут справиться с основной задачей — задачей обучающего характера и представить на своих страницах необходимый материал, и потому иногда предлагают в виде приложения к основному тексту дополнительный материал. В результате этого процесс обучения представляется громоздким, а технология обучения грамоте превращается в экстенсивный процесс. Ребенок чувствует себя растерянным и не успевает освоить необходимый объем знаний.
Языковед Л. С. Сильченкова отмечает: «Буквари содержат много побочного материала, не имеющего отношения к процессу формирования действия чтения; их составители игнорируют личностное развитие учащихся и не предполагают использовать в процессе обучения грамоте образовательного ресурса ребенка XXI века. Все это не способствует становлению у ученика учебной мотивации. В целом можно констатировать, что современная методика обучения грамоте не соответствует основным направлениям модернизации отечественного образования.
Наконец, обилие учебной литературы, появившееся в годы «перестройки» в области обучения русских детей грамоте, вовсе не означает научно-методической и технологической новизны букварей и азбук» (11).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что букварь, являясь учебной книгой, имеет вполне определенные цели и задачи: первоначальное обучение грамоте. Учебное пособие по развитию речи ставит перед собой иные цели и задачи, в числе которых: овладение речью при помощи различных средств языка (фонетических, лексических, грамматических); обогащение и активизация словаря; овладение культурой речи, стилями, механизмами речи. Таким образом, цели букваря и учебно-методического пособия по развитию речи различны.
Система работы по развитию речи учащихся начальных классов предполагает различные виды работы: организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, работу над текстом, интонацией, изобразительно-выразительными средствами и стилистическими фигурами речи и т. д.
В качестве примера приведем учебно-методическое пособие «Развитие речи младших школьников в процессе чтения-анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе» Н. П. Шалатоновой (14), которое занимает определенное место в системе учебно-методических пособий по развитию речи.
На основе опытно-экспериментального обучения автор знакомит с психолого-педагогическими условиями, путями и средствами развития речи младших школьников и предлагает разработки уроков. В пособии представлена система работы по развитию речи на основе русской народной сказки, небольшого рассказа, лирического стихотворения, крупного произведения, рассмотрены виды анализа художественного произведения.
Автор рассматривает актуальные проблемы речевого развития младших школьников, имеющие отражение в программно-методических материалах по литературному чтению, основную задачу по развитию связной речи в начальной школе видит в том, «чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме» (14). Назначение уроков литературного чтения, по мнению автора пособия, заключается не только в совершенствовании речевых навыков, но и в
том, чтобы учащиеся начальных классов имели возможность развиваться в социальном отношении. Исследователь анализирует условия формирования социально-нравственной личности, которому способствуют уроки русского языка и литературного чтения и отмечает: «Для того, чтобы высокохудожественные произведения не оставляли детей равнодушными, необходима творческая деятельность, которая связана с развитием речи младших школьников» (14).
Главным условием формирования социально-нравственного портрета учащихся начальных классов является, по мнению Н. П. Шалатоновой, все виды занятий, затрагивающие эмоциональную сферу ребенка. С этой целью в пособии предпринят подробный лингво-смысловой анализ русской народной сказки «Курочка-Ряба» с описанием рабочих карточек.
Исследователь убеждена, что учащиеся начальных классов способны оценить высокохудожественное произведение, увидеть его красоту, высказать свою позицию. Формирование у младших школьников совокупности речевых умений позволяет им свободно выражать свои мысли, правильно строить предложения, пересказывать тексты и вносить элементы собственного творчества.
В пособии предложена подробная работа по развитию речи учащихся через обучение смысловому чтению на примере сказки-были Д. Н. Маминого-Сибиряка «Кладовая солнца». Чтение-анализ любого эпического произведения, по мнению автора, проводится по традиционной схеме: подготовка к восприятию, словарная работа, первичное чтение, беседа по первичному восприятию, идейно-эстетический анализ, вторичный синтез. Подобная работа позволяет им глубоко вникать в смысл произведения, овладевать речевыми навыками, формировать интерес к чтению, активизировать творческие резервы. Автор не случайно опирается на мнение Л. С. Выготского о том, что в любом ребенке заключено гораздо больше возможностей, чем те, которые находят свое осуществление.
В пособии предлагается решение познавательных задач в процессе лингвосмыслового анализа лирического произведения на уроках литературного чтения в начальных классах на примере изучения творчества Ф. И. Тютчева. В плане речевого развития поставлены задачи: выделять в прочитанном главную мысль и передавать ее своими словами; выражать одну и ту же мысль при помощи различных лексических единиц; подбирать наиболее удачные слова и словосочетания; воссоздавать картину, нарисованную автором; формировать представления о способах создания художественного образа.
Анализируя внимание начальных классов на звуковой организации стиха, роли фонетических, лексических средств в раскрытии образа и выводя алгоритм анализа, учитель знакомит их с произведениями на эмоциональном, выразительном, лексическом, синтаксическом, звуковом, композиционном и смысловом уровнях. Автор пособия приходит к выводу: «Чтобы сформировать языковую личность, необходимо иметь в виду языковую компетенцию, т. е. владение способами и жанрами общения; когнитивногно сеологическую компетенцию, т. е. владение информационным пространством о мире» (14).
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что учебные пособия решают задачи, связанные с развитием речи младших школьников. Однако современные реалии, появление образовательных учреждений и образовательных потребностей и запросов обучающихся диктуют необходимость учебных пособий нового типа с учетом реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Методисты, основываясь на базовых документах, необходимых для создания учебных планов, программ и учебно-методической литературы, предлагают учебно-методические пособия по развитию речи учащихся начальных классов с учетом этих новых требований. В проекте «Фундаментального ядра содержания общего образования» 2009 года говорится: «Процессы
глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования» (12).
Современные учебно-методические пособия по развитию речи учащихся начальных классов включают инвариантную часть, дающую возможность сохранить базовый потенциал школьников, и вариативную часть, создающую условия для совершенствования образовательного процесса. Развитие речи можно считать одной из приоритетных задач начального школьного образования, так как уровень развития реальной коммуникативной компетенции школьников различен и далек от желаемого. Более того, следует признать, что «как это ни парадоксально, но одной из наиболее существенных причин такого положения является вербализм традиционного обучения, при котором происходит: 1) отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно-преобразующей материальной или материализованной форме; 2) преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми» (6). Учитывая требования времени, сегодня в числе целей преподавания русского языка и литературы — обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, различными видами речевой деятельности для развития и успешности обучения по всем предметам. Эти цели могут быть реализованы на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и творческой деятельности младших школьников.
Учебно-методические пособия по развитию речи нового типа ориентированы на реализацию современной концепции образовательно-воспитательных программ начального образования.
В общей системе авторских учебно-методических пособий по развитию речи определенное занимает место и предложенный автором этого исследования «Волшебный букварь». Учитывая особенности и сложности современной методики, была предпринята работа по совершенствованию методических приемов, форм и методов и предложена авторская методика развития речи учащихся с использованием данного пособия в учебном процессе (9,10).
Наряду с традиционным дидактическим материалом и методическими приемами в
учебном пособии предложен инновационный материал, который может быть использован педагогами в процессе обучения учащихся развитию речи, как во время уроков, так и во внеурочное время. При отборе и структурировании дидактического материала, составлении и написании новых заданий и упражнений учитывался накопленный педагогический, психологический и методический опыт современной методики преподавания русского языка. Процесс обучения младших школьников с применением дидактических материалов данного пособия организован с учетом сочетания обучающего и воспитательного компонентов.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Андрианова, Т. М. Букварь / Т. М. Андрианова. — М. : ACT, 2007. — 112 с.
2. Быстрова, М. Н. Букварь. Мир слова/ М. Н. Быстрот. — М.: Олма-Пресс, 2005. — 144 с.
3. Голуб, И. Б. Мой любимый букварь / И. Б. Голуб. — М. : Махаон, 2007. — 112 с.
4. Горецкий, В. Г. Букварь: Учебник для 1 класса. 14-е изд. / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
5. Жукова, Н. С. Домашний букварь. Пособие для родителей и детей / Н. С. Жукова. — Екатеринбург : Изд-во ЛИТУР, 2002. — 112 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
7. Портал Министерства образования и науки РФ // www.ed.gov.ru
8. Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под научной редакцией Г. Г. Граник. — Москва-Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. — 200 с.
9. Рыжкова-Гришина, Л. В. Нацеленность на дальнейшее самообразование (О содержании, предназначении и задачах учебного пособия «Волшебный букварь») // Российский научный журнал. — 2008. — № 5(6). — С. 192-195.
10. Рыжкова-Гришина, Л. В. Системный подход к авторским пособиям по развитию речи // Российский научный журнал. — 2009. — № 2 (9). — С. 198-210.
11. Сильченкова, Л. С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте: Автореф. дисс…. доктора пед. наук / Л. С. Сильченкова. — М., 2007. — 44 с.
12. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект. 2009. // www.ed.gov.ru
13. Шакирова, В. В. Путешествие в Звукобуквию (букварь-тетрадь, пособие по обучению дошкольников чтению) /В. В. fflaKHpoBa//http://festival.lseptember.ra/articles/417157/
14. Шалатонова, Н. П. Развитие речи младших школьников в процессе чтения-анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе: Пособие для учителя. — Брянск : БИПКРО, 2003. — 61 с.
15. Эльконин, Д. Б. Букварь. Часть 1. Учебник-тетрадь / Д. Б. Эльконин. — М. : Просвещение, 2006. — 63 с.
4. Гладкова А. Н., Грудзинская Е. Ю., Левина Л. М., Марико В. В., РаспоповаЮ. Н. Российский проект «Развитие критического мышления через чтение и письмо для высшей школы»: региональный компонент: Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Нижегородского института развития образования. 28-29 октября 2003 года. — Нижегородский гуманитарный центр, 2004. — С.145-148.
5. Paul-Elder Critical Thinking Model. 6 р. https://louisville.edu/ideastoaction/what/critical-thinking/paul-elder-critical-thinking-model_(дaтa обращения: 18.05.2009).
6. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 2003. — № 6. — С. 97-100.
7. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 512 с.
8. Чошанов М. А. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США // Педагогика. — 2000. — № 4. — С.87-91.
9. Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Еженедельник «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». — 2002. — № 29; а также uipk.narod.ru/Articles/ maksimova.htm
10. Potts, Bonnie (1994). Strategies for teaching critical thinking. Practical Assessment, Research & Evaluation, 4(3). Retrieved May 11, 2008 from http://PARE online.net/ getvn.asp?v=4&n=3. (дата обращения: 10.02.2008).
11. Зелинская Г. А., Зелинский М. М. Структурирование учебных материалов на основе понятийных карт // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. — 2008. — № 5 (43). — С. 43-46.
12. Словарь иностранных слов. — СПб: ООО «Виктория плюс», 2007. — С. 338.
Рыжкова-Гришина Л.В. Российский научный журнал №4 (..2009)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *