Чем раскольников убил старуху

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?
Раскольников определенно считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить. Он оправдывает свой замысел тем, что старуха-процентщица:

  • злая, жестокая и жадная женщина
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю

Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»).
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.
Раскольников после преступления
Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Персонажи Льва Толстого

Среди огромного числа персонажей задействованных в разных произведениях Льва Толстого есть такие, которые незаслуженно причислены им к старикам и старухам.
В многотомном романе «Война и мир» эта незавидная участь выпала на долю матери Наташи Ростовой, по совместительству её тёзке – Наталье Ростовой, которой на момент начала повествования было всего 45 лет.
Называя её изначально старой графиней Толстой в одной из сцен описывал, как она молилась «… вздыхая и кряхтя… без накладных буклей и с одним бедным пучком волос…», а в другой радовалась «трясясь всем телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом…».
Более в выгодном свете писатель представил владелицу светского салона Анну Шерер, которая «несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов».
Едва ли подходит под определение старика герой романа «Анна Каренина» — Алексей Каренин, которому было всего лишь 44 года.
А в повести «Юность» описывая клан Епифановых, писатель замечает, что » семейство их состояло из матери, пятидесятилетней вдовы, ещё свеженькой и весёленькой старушки…».

Ассорти

Николай Гоголь возвёл в ранг старухи 40-летнюю мать Остапа и Андрия из повести «Тарас Бульба». Называя её «бедной старушкой» он отмечает, что «молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щёки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами…».
Иван Тургенев, рассказывая в романе «Дворянское гнездо» о матери Варвары Коробьиной также использует слово старуха, при том, что без стеснения указывает её возраст: «Рядом с ней сидела сморщенная и жёлтая женщина лет сорока пяти …с беззубою улыбкой на напряжённо озабоченном и пустом лице…».
В поэме Николая Некрасова саму себя называет старухой 38-летняя крестьянка Матрена Тимофеевна.
Михаил Лермонтов в «Герое нашего времени» превратил в старика штабс-капитана Максим Максимыча, который на вид «казался лет пятидесяти», и «обозвал» пожилой дамой княгиню Лиговскую – «женщину сорока пяти лет».
Не церемонился со своими персонажами и Максим Горький, который в повести «Мать» назвал пожилой старухой 40-летнюю Ниловну, прожившую всю жизнь «в тревожном ожидании побоев».

Зато старушонку-процентщицу Алёну Ивановну зарубленную топором Родионом Раскольниковым в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» вполне можно отнести к разряду пожилых людей, поскольку её возраст определён 60-ю годами.
А блуждающая по интернет – ресурсам информация, что ей шёл 43 год жизни, вызвана банальной путаницей фактов, ведь именно столько лет было матери Раскольникова — Пульхерии Александровне. К слову автор рассматривал этот возраст как старость, так как, описывая внешность этой героини, заметил, что, несмотря на годы «лицо её все ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости…».

О чем данный фрагмент?

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить. И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво. После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Образы и символы

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях. Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом. Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать. Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства. Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного. Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Кроме того, острие топора в момент убийства старухи направлен на самого Родиона. Это себя он убил, а не старуху, это его душа получила наиболее сильный удар.

Значение и роль сцены в произведении

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Однако это не конец пути Раскольникова. Недаром Достоевский называет свой роман «Преступление и наказание» — после стремительного падения Родиона ждёт долгое и бесконечно трудное восхождение — возрождение собственной души из праха и грязи безнравственности. И не случайно автору нужна ужасающая сцена преступления, которое кажется худшим из всех, какие можно сотворить. Достоевский исследует не только моральное падение, но и душевный подъем человека, и для этого он низвергает Раскольникова на самое дно, откуда только один путь — наверх.

Смысл сцены

Безусловно, столь эмоциональным и сильным эпизодом Достоевский хотел сказать очень многое. Главным образом, ему было необходимо развенчать убийство и преступление как акт героизма, подвиг. Автор предельно чуток к малейшим колебаниям души Раскольникова, и благодаря этому, читатель видит, что ни уверенности, ни храбрости в нем нет. Напротив, Родион боится убивать, обманывать, боится быть схваченным, замеченным. Он ведёт себя, как обычный преступник, а не «наполеон». Он не рыцарь, который бесстрашно сражается с драконом ради спасения прекрасной дамы. Он даже не романтичный разбойник, который борется за справедливость, отдавая деньги богачей беднякам. В его поступках нет ничего благородного — преступление представляется гадким, мерзким. Кровь убитых не напоминает цветом вино, а только липнет к рукам и одежде. И читателю, и самому герою хочется поскорее уйти из душной квартиры, сбежать от ее мрачных стен.

Да и сама Алена Ивановна оказывается вовсе не драконом и не богачом-угнетателем простого народа. Да, она зла, скупа, груба и корыстна, но она такой же человек, как и сам Родион, его матушка и сестра. Более того, если бы не ее «работа», многие бедные студенты остались бы без еды и крыши над головой: ведь именно ее деньгами Раскольников расплачивался за квартиру и обеды. Более того, убийство Алены Ивановны оборачивается новым убийством совсем невинной, скромной и безгрешной Лизаветы. А после этого ещё и выясняется, что она была беременна. Выходит, Раскольников оборвал три жизни, ради того, чтобы проверить свою теорию.

Вот и получается, что совершенное им преступление ничего общего с героизмом не имеет. Родион надеялся убедиться в том, что он избранный, и после этого совершить много добрых дел, однако его надежды обернулись ужасающим тройным убийством, которое не принесло ничего, кроме горя и страданий. Поэтому Достоевский утверждает: в мире нет таких благих намерений, которые оправдали бы преступление, как нет людей, имеющих на него моральное право.

Степан Липатов

Замысел и мотив убийства

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Роковой день

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Душевные терзания, сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Жизнь после убийства

Теория терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на исцеление.

В нашей статье сделан подробный анализ убийства Раскольниковым старухи, его мотивы и последствия. Тест по произведению

Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.

Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.

Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала

его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты

Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом – разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.

Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он – “Наполеон”, что он может убить старуху ради счастливого будущего.

люди гениальные люди обычные, то есть “материал”

Раскольников надеялся доказать себе,

что он не “тварь дрожащая”, а “Наполеон”, который может переступить через убийство ради светлого будущего.

Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.

Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна ) портила глаза за копеечной работой и т. д.

Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.

Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.

Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?

Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за “светлое будущее” его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).

Раскольников считал старуху-процентщицу “вошью”, недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:

была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего – все предназначалось какому-то монастырю

Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими “благородными” намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания

В результате, Раскольников не только не “освободил” Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.

Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.

Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.

Раскольников не учел того, что он не подходит на роль хладнокровного убийцы. Он понял, что “старуха была ошибкой”. Он осознал, что больше не сможет жить спокойно и счастливо после страшного преступления. Раскольников догадывался об этом, но все-таки пошел на убийство.

В результате, он сам в своих глазах оказался “вошью”, потому что струсил своего поступка, потому что не воспользовался ограбленным, не использовал эту “добычу” на построение своего будущего.

Парадоксально, но Раскольников не потратил ни одного украденного рубля (деньги начали гнить под камнем, где Раскольников спрятал “добычу”).

Наказание настигло Раскольникова не на каторге, а его сразу же после преступления. Его главным наказанием стали душевные терзания, которые “съедали” его с самого начала.

Сразу после преступления Раскольников понял, что больше не сможет жить прежней жизнью после того, что он сделал. Он осознал, что не должен был совершать этого убийства. Но не потому, что ему стало жалко старуху или Лизавету, а потому что он оказался слаб, чтобы быть преступником.

Но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить.

Старуха-процентщица Алена Ивановна является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Преступление и наказание” Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Все статьи о старухе-процентщице

Образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах

Имя старухи-процентщицы – Алена Ивановна. Фамилия героини не указана в романе.
Возраст старухи-процентщицы – около 60 лет:

“…старушонка, лет шестидесяти…”

Старуха Алена Ивановна является коллежской секретаршей, то есть вдовой чиновника, носившего чин коллежского секретаря. По другим данным, муж старухи был коллежским регистратором (чиновником более низкого ранга):

“…про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу…”

“…старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы…”

О внешности старухи-процентщицы известно следующее:

“…Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”

“…она, такая маленькая и гаденькая…”

“…Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке…”

“…ее малый рост…”

Судя по всему, старуха-процентщица болеет чахоткой (туберкулезом):

“Старушонка поминутно кашляла и кряхтела…”

“…жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…”

Бедный студент Раскольников узнает о старухе-процентщице Алене Ивановне от одного знакомого студента. Вскоре Раскольников тоже становится клиентом старухи и закладывает у нее свои ценные вещи:

“Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался.”

Старуха-процентщица – богатая женщина. Она хорошо зарабатывает, выдавая деньги под залог ценных вещей. Старуха дает своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи. Когда клиент не выкупает свое имущество, старуха оставляет его себе и, скорее всего, перепродает его по более высокой цене:

“…Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало.”

“Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь…”

“…стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.”

Старуха-процентщица – злая, капризная, глупая, бессмысленная и вредная женщина, “ужасная стерва”:

“Только стерва ужасная…”

“…какая она злая, капризная…”

“…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….”

“…Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки…”

У старухи-процентщицы есть младшая сестра Лизавета, которую она бьет и держит в качестве рабыни:

“…у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка…”

“…Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы…”

“…старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!”

Старуха-процентщица – бессердечная, безразличная, но при этом религиозная женщина. Об этом красноречиво говорит ее завещание. Старуха не заботится о будущем своей слабоумной сестры Лизаветы, хотя как раз об этом ей стоило бы беспокоиться.

Согласно завещанию старухи, Лизавета должна получить движимое имущество сестры (мебель, одежду и т.д.). Свои жесбережения старуха завещает не бедной сестре, а монастырю в Н-й губернии:

“…Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души…”

Процентщица Алена Ивановна – недоверчивая женщина:

“…Она недоверчива…”

“…жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки…”

Старуха-процентщица сидит дома круглый год и никуда не ходит:

“…Да ведь она ж никуда не ходит…”

“…Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!..”

Окружающие называют старуху-процентщицу ведьмой:

“…Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте!..”

“…Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!..”

Это был цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Все статьи о старухе-процентщице

Образ старухи-процентщицы

Такой жертвой во имя идеи становится старуха процентщица. Звали ее Алёна Ивановна. Была она вдовой мелкого чиновника. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, которой около шестидесяти лет. Болезненного вида, возможно, не один год страдающая распространённой в то время чахоткой. Из её горла постоянно вырывается кашель или кряхтение. Глаза маленькие и злющие, нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку.

На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом. Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог.

Цену за предложенные ценные вещи назначает бессовестно крохотную (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические. Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог.

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.

…Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души…

Спор студента с офицером о старухе

…Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *