Деятельность судебных органов

Судебная власть

Система органов судебной власти представляет собой третье звено в системе государственной власти. Теоретические исследования показывают, что в государственно-организованном обществе судебная власть является системой органов, чья деятельность направлена на разрешение юридических споров, а также предполагает возможность санкционирования применения государственного насилия1.

В качестве целей деятельности судебной власти является защита общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивающего конституционность и законность их действий и решений.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации включает систему федеральных судов, конституционных (уставных) судов, а также систему мирового судейства субъектов РФ.

На сегодняшний день действует система разделения судов, которая предполагает выделение федеральных судов и судов субъектов РФ.

1. Конституционный Суд РФ представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Деятельность Конституционного суда РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 21.06.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Целью деятельности Конституционного Суда РФ является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Разрешая исключительно вопросы права, Конституционный Суд РФ осуществляет следующую деятельность:

  • o разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • o разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ;
  • o по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  • o дает толкование Конституции РФ;
  • o дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • o выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Деятельность Конституционного Суда РФ основана на следующих принципах:

  • o независимость Конституционного Суда РФ проявляется в том, что руководящим нормативным актом для него является Конституция и Федеральный конституционный закон от 21.06.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ не может представлять каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, муниципальных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп;
  • o коллегиальность означает, что рассмотрение дел и принятие решений осуществляется коллегиально при наличии не менее двух третей от общего числа судей;
  • o гласность. Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, является открытым;
  • o устность разбирательства;
  • o языком конституционного судопроизводства является русский;
  • o состязательность и равноправие сторон.

Принятые Конституционным Судом РФ решения являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

2. Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.

Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Данное положение дел позволяет реализовывать принцип независимости судебной системы и распространяется на всю судебную систем) РФ (включая федеральные суды и суды субъектов РФ).

В компетенцию судов общей юрисдикции относятся дела гражданского, административного и уголовного характера. Суды общей юрисдикции рассматривают:

  • o все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов;
  • o все уголовные дела;
  • o иные дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Судопроизводство в судах общей юрисдикции осуществляется на следующих принципах: осуществление правосудия только судом, право на судебное разбирательство, равноправие, представление судебной власти, очность и открытость судебного заседания, обязательность исполнения судебных актов.

В структуре судов общей юрисдикции действует следующая подчиненность:

  • o Верховный Суд РФ — это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • o верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Рассматривают дела в качестве судов первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • o районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Может рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • o военные суды РФ осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба;
  • o мировые судьи рассматривают судебные дела в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при пене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи.
  • 3. Система арбитражных судов РФ включает: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды РФ осуществляют разрешение экономических споров в предпринимательской и иной сфере. Деятельность арбитражных судов также основывается на принципах законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Рассматривает дела в качестве суда первой, надзорной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ первой инстанции.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в первой инстанции, а также пересматривают их по вновь открывшимся обстоятельствам.

Осуществление деятельности арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Деятельность судебных органов

Главная » Юристу » Деятельность судебных органов


Вернуться назад на Судебный орган
Принципы деятельности органов судебной власти:
1) осуществление правосудия только судом;
2) законность, равенство всех перед законом и судом;
3) независимость судей;
4) состязательность и равноправие сторон;
5) недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности;
6) истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
7) освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
8) гласность.
Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом процессуальном законодательстве.
Условно данные принципы разделяют на две группы, в совокупности образующие систему демократических основ правосудия:
– общие принципы организации и деятельности судебной власти как ветви государственной власти;
– специальные принципы организации и функционирования судебной власти.
К общим основополагающим началам относятся следующие принципы:
1. Принцип конституционности и законности, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной власти и в деятельности судов Конституции РФ и принимаемых в соответствии с ней законов, иных правовых актов.
Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ; в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ обозначено, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, а согласно ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

2. Принцип самостоятельности и независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, что гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут определенную юридическую ответственность. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
3. Принцип государственного (бюджетного) финансирования закреплен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Федеральный закон № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения и деятельности российских судов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специальный орган – Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
4. Принцип федерализма определяется особенностями государственного устройства Российской Федерации и реализуется в возможностях ее составных частей участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти, а также в существовании двух уровней судебной власти: федеральных и субъектов РФ.
Согласно п. «л» и «н» ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены вопросы комплектования кадров судебных органов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе и судебной.
5. Принцип единства означает, что в целом в Российской Федерации функционирует единая судебная система в виде определенных судебных органов – судов, деятельность которых основывается на соблюдении единых правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных решений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К специальным принципам относятся:
– принципы судоустройства;
– принципы статуса судьи;
– принципы судопроизводства.
Судопроизводство ведется на основе определенных принципов, которые выражают сущность этого процесса по разрешению юридических дел: осуществление правосудия только судом и разрешение дела надлежащим судом; обеспечение конституционного права на судебную защиту (доступ к правосудию); самостоятельность и независимость суда как органа правосудия; открытость суда и судебной деятельности; гласность; свобода выбора языка общения в судопроизводстве; состязательность и равноправие сторон; объективность и беспристрастность суда; непрерывность производства; участие граждан в судопроизводстве (арбитражные и присяжные заседатели); процессуальная экономия; право быть судимым без неоправданной задержки; безусловное исполнение судебных решений; обязательное исправление судебных ошибок.
К принципам судоустройства относятся: автономность системы судебных органов и осуществление правосудия только судом, универсальность судебной защиты, доступность правосудия, публичность судебной власти, открытость судебной власти, участие общественности в осуществлении правосудия.
К принципам статуса судьи относятся: независимость, несменяемость и неприкосновенность. Данные принципы закреплены в ст. 120, 121 и 122 Конституции РФ.

Арбитражный суд
Административный суд
Апелляционный суд
Гражданский суд
Европейский суд
Кассационный суд


| | Вверх

I. Гражданский суд имеет своей задачей разбирать споры о гражданских правах, принуждать к исполнению обязанностей, соответствующих этим правам, и принимать меры для предохранения частных прав от нарушения. Соответственно этому, следует различать два главных вида гражданского процесса: 1) судопроизводство спорное или тяжебное, которое имеет своим предметом разбирательство споров о состоянии частных прав; 2) судопроизводство охранительное, которое состоит в том, что государство принимает меры для обеспечения частных прав от нарушения и для их укрепления и констатирования.

1. Судопроизводство по спорным делам. Мы знаем, что гражданские субъективные права предоставлены членам государственного общежития в их собственных личных интересах; поэтому субъект гражданского права волен пользоваться или не пользоваться своим правом, смотря по желанию; он может и совсем отказаться от своего права. Отсюда возникает целый ряд особенностей гражданского судопроизводства, которые объединяются под общим именем т.н. диспозитивного принципа. Эти особенности состоят в следующем.

1) Гражданский процесс начинается не иначе, как по просьбе заинтересованного частного лица; по собственной инициативе государственная власть не возбуждает производства по поводу гражданской неправды (nemo invitus agero cogitur). Производство гражданского дела, будучи начато, прекращается, если того пожелает лицо, возбудившее процесс. Это лицо именуется истцом, противная сторона – ответчиком, а самый акт истца, вызывающий гражданский суд к деятельности, — иском.

2) Так как каждый волен по усмотрению распоряжаться своим гражданским правом, то, по общему правилу, гражданский процесс кончается, если стороны придут к мирному соглашению. С другой стороны и при разбирательство дела суд исследует лишь те стороны дела, о которых истец и ответчик не соглашаются; если ответчик на суде признает правильность утверждений истца, то суд считает такие утверждения доказанными. Исключение делается лишь для тех дел, по которым право распоряжения сторон ограничено общегосударственным интересом, как-то: дела брачные, дела о законности рождения, дела лиц недееспособных и т.п. в этих случаях суд проверяет и такие утверждения, о которых стороны не спорят.

Разбирая гражданские дела, суд не выходит, обыкновенно, за пределы тех доказательств, которые приводят сами стороны. Суд только следит за законностью всего производства и, где нужно, оказывает сторонам необходимое содействие (ne procedat judex ex officio). Факты, на которые сами стороны не ссылаются (напр., истечение давности по требованию, которое представляет истец), судом во внимание не принимаются (quod non est in actia non est in mundo). Наконец, гражданский суд не выходит за пределы требований, заявленных сторонами; он не может присудить истцу больше, чем он требует, но, конечно, может присудить ему меньше или совсем отказать (juder ne eat ultra petita partium).

В остальных отношениях устройство гражданского суда должно быть таково, чтобы оно, по возможности, гарантировало беспристрастие суда и законность его решений. Для этой цели выработаны следующие основные принципы судопроизводства: а) Состязательность процесса. На суде должны присутствовать обе стороны – истец и ответчик, — которые ставятся в одинаковые условия, так что суд занимает место беспристрастного посредника (audiatur et altera pars). Только в виде исключения допускаются заочные решения, против которых, впрочем, можно подавать особые отзывы и требовать пересмотра дела. b) Гласность суда. Она состоит в том, что действия суда совершаются в присутствии сторон и что в залу суда допускается посторонняя публика. Только гласность процесса может гарантировать, что судьи отнесутся к делу с полным вниманием и что они не будут позволять себе отступлений от форм судопроизводства; поэтому слушание дела «при закрытых дверях» допускается лишь в виде исключения. с) Устность и непосредственность судопроизводства. Эти принципы состоят в том, что объяснения на суде даются сторонами устно и в присутствии самих судей, так что судьи непосредственно знакомятся со всем материалом доказательств, производимых сторонами. Противоположность составляет господствовавшее в прежние времена письменное производство, когда дело решалось на основании составляемого в канцелярии суда письменного доклада об обстоятельствах дела. впрочем, и теперь эти принципы с полной строгостью проводятся лишь при разбирательстве дела в первой инстанции. d) Суд решает дело по свободному убеждению судей, которое основывается на всем содержании происходившего перед судьями устного производства. Противоположность этому принципу свободной оценки доказательств, составляет господство т.н. формальной системы доказательств, которая была принята и в нашем процессе до введения Судебных Уставов 1864 г. При этой последней системе судья должен оценивать значение приводимых доказательств согласно правилам, точно установленным в законе (различались доказательства полные и неполные, свидетели достоверные и недостоверные и т.п.).

Против состоявшегося решения возможно при определенных условиях и в пределах законных сроков оспариванье сторон, последствием которого является новое рассмотрение дела в высшем суде (во второй инстанции). Обжалованье решения происходит, главным образом, в двоякой форме: апелляции или кассации.

1) Апелляционное производство состоит в том, что во второй инстанции вновь пересматривается дело по существу и постановляется новое решение, т.к. в жалобе заявляется претензия на незаконность решения или на неправильное обсуждение в первой инстанции фактов, лежащих в основе решения. 2) Кассационное производство возбуждается в том случае, если сторона находит, что при постановлении решения, не подлежащего апелляции, низшим судом нарушены нормы права, т.е. применены или истолкованы неправильно нормы права, относящихся к разбиравшемуся делу, или не соблюдены важные формы судопроизводства. Высший суд не решает дел по существу, но, если убедится в незаконности решения низшего, то отменяет его и, если нужно, вновь передает дело в низшую инстанцию.

2. Судопроизводство охранительное. В этой области действуют разные установлении. Сюда относится деятельность опекунских властей, назначающих и утверждающих опекунов и следящих за их действиями; деятельность старших нотариусов, утверждающих акты по обороту недвижимостей и заносящих их в свои реестры; деятельность нотариусов, удостоверяющих прочие частные акты; деятельность судов, когда они констатируют безвестное отсутствие лица, утрату потерянных документов, охраняют открывшееся наследство и утверждают в правах на наследство.

II. Задачу уголовного суда составляет расследование вопросов о совершении уголовных преступлений и наложение на преступников определенных в законе наказаний. Уголовное судопроизводство отличается от гражданского существенными чертами. 1) Мы знаем, что государство преследует уголовные преступления в своем собственном интересе, как деяния, опасные для всего государства. Поэтому уголовное производство возбуждается государственной властью по собственной инициативе – ex officio, хотя бы никакой частной жалобы не было. Исключения составляют лишь немногие дела. – 2) Также лишь за немногими исключениями, уголовное дело не может кончиться примирением частного лица, потерпевшего от преступления, с виновным. Признание, сделанное обвиняемым в процессе, не имеет здесь решающего значения и не принимается судом во внимание, если другие обстоятельства выяснить его ложность. Вообще, задача уголовного суда состоит в выяснении истины, как она есть, и при этом суд не связан ограничениями, которых пожелали бы участвующие в деле частные лица. – 3) Состязательность процесса здесь претерпевает значительные видоизменения. Именно, состязательному принципу здесь соответствует т.н. обвинительный процесс в противоположность следственному. Следственный процесс, применявшийся и у нас до введения Судебных Уставов 1864 г., состоял в том, что суд сам возбуждал судебное преследование, собирал доказательства и затем потановлял решение, собирал доказательства и затем постановлял решение. При такой постановке суд неизбежно делается пристрастным, ибо сам возбудивший преследование против определенного лица, он всегда склонен поддерживать основательность того предположения, которое побудило его начать это дело. Обыкновенно, с этим типом процесса связана формальная система доказательств. Обвинительный процесс состоит в применении начала состязательности к уголовным делам. Перед судом выступают две стороны: обвинитель и обвиняемый, и суд является в роли беспристрастного посредника между ними. В роли обвинителя редко допускается частное лицо; чаще эта задача возлагается на представителя государственной власти – лицо прокурорского надзора. Состязательное начало, впрочем, терпит в уголовном процессе значительные ограничения. Во-первых, суд здесь не может довольствоваться материалом, приводимым сторонами, и расследовать только спорные между ними факты: уголовный суд принимает от себя все меры для выяснения обстоятельств дела и принимает во внимание и такие факты, на которые стороны не ссылаются. Во-вторых, орган обвинения по природе вещей находится в более выгодном положении, нежели обвиняемый: обвинитель – специалист и должностное лицо, не заинтересованное лично в исходе дела. Для уравновешения положения суд должен озаботиться, чтобы и обвиняемый не был лишен помощи юридически образованного защитника. Так как осуждение невинного нежелательно для государства, ибо оно подрывает доверие к суду и авторитет права, то принимаются против такого исхода соответствующие меры (всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого). Не допускается больше т.н. оставление в подозрении, имевшее место в дореформенном процессе.

В уголовном процессе имеет место гласность, устность и непосредственность процесса и принцип свободной оценки доказательств. Впрочем, эти принципы строго проводятся лишь при судебном следствии. В предшествующих ему стадиях процесса – предварительном следствии и решении вопроса о предании суду – ограничено применение этих принципов и даже начала состязательности: при предварительном следствии многие акты совершаются в отсутствии обвиняемого, который в этой стадии процесса не имеет и защитника.

Обжалование уголовного приговора совершается в порядке апелляционном и кассационном. Не подлежат апелляции решения, постановленные с участием присяжных заседателей. Так называются представитель общества у которых не предполагается непременно юридического образования и которые не состоят судебными чиновниками, но тем не менее привлекаются у участию в решении уголовных дел. У нас, согласно судебным Уставам, присяжные участвуют в решении важнейших уголовных дел, подлежащих окружным судам. Присяжные решают при этом вопросы факта, т.е. вопросы о том, совершено ли преступное деяние и виновен ли в нем подсудимый; вопросы права, т.е. определение соответственного наказания, решаются затем коронным судом на основании вердикта присяжных. Суд присяжных введен по следующим соображениям; в нем видят средство борьбы с рутиной и формализмом, к которым склонны представители коронного суда; далее, ему придавали значение, как способу привлечь к суду общественное сочувствие и интерес; наконец, он является средством распространения в населении знания закона и уважения к нему, а также и для исправления недостатков закона, согласно указаниям общественного мнения, выразителями которого являются присяжные.

III. Административная юстиция. Особое производство необходимо в тех случаях, когда органы государственного управления нарушают своей деятельностью законные права и интересы подданных или извращают закон при его применении, не совершая в то же время ни уголовного преступления, ни гражданской неправды. Такого рода противные закону действия и распоряжения административных органов и составляют административную неправду. Для ее устранения существуют различные способы. 1) Представления низших органов управления высшим о незаконности сделанных последними распоряжений. 2) Жалобы частных лиц и общественных установлений высшему начальству на незаконность распоряжений административных органов, задевающих права и интересы этих лиц и учреждений. 3) Постоянный контроль общих судов или особых административных судов. Контроль общих судов за действиями администрации часто оказывается неудобным, как потому, что ставит администрацию в слишком большую зависимость от суда, так и потому, что суд далеко не всегда располагает техническими сведениями, необходимыми при разрешении подобных дел. Потому и признается желательным учреждение особых административных судов для разрешения пререканий по делам службы, возникающих между органами администрации, а также и пререканий административных органов с частными лицами и общественными установлениями; конфликты, возникающие между администрацией и общими судами, подлежат при этом, обыкновенно, решению общих судов для ограждения независимости судебной власти. – Особые административные суды, независимые от администрации, существуют, напр., в Пруссии. Общие суды разрешают вопросы административной юстиции в Бельгии и Италии. Во Франции эти дела ведаются учреждениями, находящимися в зависимости от администрации. В России высшим органом административной юстиции является Первый Департамент Сената; менее важные дела разрешаются, которые ведают не одни только эти дела (напр., губернские присутствия по городским и земским делам, губернские и уездные присутствия по воинской повинности и т.п.).

См. E. Meyer, в Holtzendorff’s Encyclopadie, 6-е издю 1903 г., т. II, стр. 729 слл. Тарасов, Очерк науки полицейского права (1897 г.), § 47. Коркунов. Русск. Госуд. пр. (3-е изд. 1901 г.), т. II стр. 498 слл. Давыдов, несколько лекций по уголовному процессу (2-еизд., 1909), стр. 91-104. Об английской системе, совсем не знающей ни особого административного права, ни административной юстиции см. Dicey, The law of the constitution, Part II.

В Италии общие суды могут решать подобные дела, когда затронуто право какого-либо частного лица; иначе же дело подсудно Государственному Совету. См. Лоуэлль, Правит. и политич. партии (1905 г.), стр. 116-118.

>Деятельность органов судебной власти

Структура и специфика деятельности органов судебной власти

Суды РФ представляют собой систему судебной власти РФ.

Определение 2

Судебная система является совокупностью взаимосвязанных между собой учреждений судебной власти всех групп, которая отправляет правосудие и иные деяния в сфере правопорядка в форме процессуального действия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Суд, являясь особым органом государства, осуществляет особыми, специфическими юридическими способами и особой структурой аппарата защиту прав, свобод и интересов граждан.

Также, судебный орган отвечает за обеспечение законности, правопорядка путем отправления судопроизводства. Обеспечение законности достигается посредством разрешения дел разных категорий в строгом процессуальном порядке, по их существу.

Судебной инстанцией является суд либо определенное его структурное подразделение, а именно — коллегия, президиум, которое осуществляет деятельность по рассмотрению, разрешению судебных дел. Также, указанная деятельность направлена на проверку вынесенных судебных решений в части их законности и обоснованности.

Судебный орган любого уровня, который наделен полномочиями по принятию решений относительно конкретных дел имеет статус суда первой инстанции.

Соответственно, суд, который проверяет решения, не вступившие в законную силу в течение 10 дней, именуется судом второй инстанции. Иными словами это апелляционный либо кассационный суд.

Суд третьей инстанции несет надзорную функцию и осуществляет проверку законности, обоснованности и справедливости вынесенных решений, но уже вступивших в законную силу.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие единства судебной системы, обеспечиваемое посредством определения системы судебных органов Российской Федерации, Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом.

Очередной тезис законодательства в этой части – это соблюдение всеми судами федерального уровня, мировыми судами, правил судопроизводства, которые обозначены федеральным законодательством.

Обязательно к применению каждым судебным органом требований Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также, принципов и норм из области международного права. Соответственно, необходимо соблюдение условий международных договоров Российской Федерации и иных законов субъектов РФ.

Неукоснительно должны быть исполнены на территории всей Российской Федерации постановления судебных органов, вступивших в законную силу.

Замечание 1

Важный аспект в деятельности судебных органов – это законодательное закрепление единого статуса судей, а также, осуществление финансирования судов федерального значения, мировых судов, средствами федерального бюджета.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *