Места массового пребывания людей определение

Паспорт безопасности опасного объекта

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель Главного управления Руководитель объекта России по субъекту Российской Федерации
Место печати Место печати (на подписи) (на подписи)
«__» __________ 200_ г. «__» ___________ 200_ г.
ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА
__________________________________________________________________ (наименование объекта и эксплуатирующей организации)
Наименование населенного пункта, год

1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол N 4, подпункт 5а).

2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.

7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

разделы:

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций.

10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных чрезвычайных ситуаций и индивидуального (потенциального) риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально -7 -1 возможных значений до 10 x 10 год .

11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.

12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития чрезвычайных ситуаций.

15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, если источником чрезвычайных ситуаций являются аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.

I. Общая характеристика опасного объекта
—————————————————-T————¬ ¦ Наименование показателя ¦ Значение ¦ ¦ ¦ показателя ¦ +—————————————————+————+ ¦1. Полное и сокращенное наименование организации. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦2. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп ¦ ¦ ¦организации, Ф.И.О. руководителей. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦3. Краткий перечень основных направлений ¦ ¦ ¦деятельности организации, связанных с ¦ ¦ ¦эксплуатацией объекта. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦4. Сведения о размерах территории, ¦ ¦ ¦санитарно-защитных и/или охранных зонах: ¦ ¦ ¦площадь объекта, м2; ¦ ¦ ¦размер санитарно-защитной зоны, м2. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦5. Сведения о персонале: ¦ ¦ ¦общая численность, чел.; ¦ ¦ ¦наибольшая работающая смена, чел. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦6. Износ производственных фондов, %. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦7. Характеристика территории. ¦ ¦ ¦7а. Среднегодовые: ¦ ¦ ¦направление ветра, румбы ¦ ¦ ¦скорость ветра, км/ч ¦ ¦ ¦относительная влажность, %. ¦ ¦ ¦7б. Максимальные значения (по сезонам): ¦ ¦ ¦скорость ветра, км/ч. ¦ ¦ ¦7в. Количество атмосферных осадков, мм: ¦ ¦ ¦среднегодовое ¦ ¦ ¦максимальное (по сезонам). ¦ ¦ ¦7г. Температура, град. C: ¦ ¦ ¦среднегодовая ¦ ¦ ¦максимальная (по сезонам). ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦8. Сведения об опасных веществах на опасном ¦ ¦ ¦объекте: ¦ ¦ ¦перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и¦ ¦ ¦биологически опасных веществ (по видам), тонн; ¦ ¦ ¦перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и¦ ¦ ¦биологически опасных веществ по каждому опасному ¦ ¦ ¦производству, тонн; ¦ ¦ ¦перечень и количество ¦ ¦ ¦радиоактивных веществ (по видам), м3/Ки. ¦ ¦ L—————————————————+————-

II. Показатели степени риска при возникновении чрезвычайной ситуации
—————————————————-T————¬ ¦ Наименование показателя ¦ Значение ¦ ¦ ¦ показателя ¦ +—————————————————+————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +—————————————————+————+ ¦ -1 ¦ ¦ ¦1. Показатель приемлемого риска, год ¦ ¦ ¦для персонала; ¦ ¦ ¦для населения, проживающего на близлежащей ¦ ¦ ¦территории. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦2. Краткая характеристика наиболее опасного ¦ ¦ ¦сценария развития чрезвычайных ситуаций ¦ ¦ ¦(последовательность событий). ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦3. Показатели степени риска для персонала и ¦ ¦ ¦населения при наиболее опасном сценарии развития ¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций: ¦ ¦ ¦частота наиболее опасного сценария развития ¦ ¦ ¦ -1 ¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций, год ; ¦ ¦ ¦количество опасного вещества, участвующего в ¦ ¦ ¦реализации наиболее опасного сценария, тонн, м3/Ки;¦ ¦ ¦возможное количество погибших среди персонала, ¦ ¦ ¦чел.; ¦ ¦ ¦возможное количество пострадавших среди персонала, ¦ ¦ ¦чел.; ¦ ¦ ¦возможное количество погибших среди населения, ¦ ¦ ¦чел.; ¦ ¦ ¦возможное количество пострадавших среди населения, ¦ ¦ ¦чел.; ¦ ¦ ¦возможное количество населения, у которого могут ¦ ¦ ¦быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом ¦ ¦ ¦воздействия вторичных факторов поражения и ¦ ¦ ¦вредного воздействия на окружающую среду, чел.; ¦ ¦ ¦величина возможного ущерба, руб. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦4. Размеры зон действия поражающих факторов при ¦ ¦ ¦наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ¦ ¦ ¦ситуаций: ¦ ¦ ¦площадь зон действия поражающих факторов при ¦ ¦ ¦реализации наиболее опасного сценария развития ¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций, м2 ¦ ¦ ¦количество разрушенных или поврежденных зданий, ¦ ¦ ¦сооружений или технологического оборудования в ¦ ¦ ¦зонах действия поражающих факторов при реализации ¦ ¦ ¦наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ¦ ¦ ¦ситуаций (отдельно по «слабой», «средней», ¦ ¦ ¦»сильной», «полной» в % от общего количества). ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦5. Краткая характеристика наиболее вероятного ¦ ¦ ¦сценария развития чрезвычайной ситуации ¦ ¦ ¦(последовательность событий). ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦6. Показатели степени риска для персонала и ¦ ¦ ¦населения при наиболее вероятном сценарии развития ¦ ¦ ¦чрезвычайной ситуации: ¦ ¦ ¦частота наиболее вероятного сценария развития ¦ ¦ ¦ -1 ¦ ¦ ¦чрезвычайной ситуации, год ¦ ¦ ¦количество опасного вещества, участвующего в ¦ ¦ ¦реализации наиболее вероятного сценария, тонн. ¦ ¦ ¦возможное количество погибших среди персонала, чел.¦ ¦ ¦возможное количество пострадавших среди персонала, ¦ ¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦возможное количество погибших среди населения, чел.¦ ¦ ¦возможное количество пострадавших среди населения, ¦ ¦ ¦чел. ¦ ¦ ¦возможное количество населения, у которого могут ¦ ¦ ¦быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом ¦ ¦ ¦воздействия вторичных факторов поражения и вредного¦ ¦ ¦воздействия на окружающую среду, чел. ¦ ¦ ¦величина возможного ущерба, руб. ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦7. Размеры зон действия поражающих факторов при ¦ ¦ ¦реализации наиболее вероятного сценария развития ¦ ¦ ¦чрезвычайной ситуации: ¦ ¦ ¦площадь зон действия поражающих факторов при ¦ ¦ ¦реализации наиболее вероятного сценария развития ¦ ¦ ¦чрезвычайной ситуации, м2 ¦ ¦ ¦количество разрушенных или поврежденных зданий, ¦ ¦ ¦сооружений или технологического оборудования в ¦ ¦ ¦зонах действия поражающих факторов при реализации ¦ ¦ ¦наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ¦ ¦ ¦ситуации (отдельно по «слабой», «средней», ¦ ¦ ¦»сильной», «полной» в % от общего количества). ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦ -1¦ ¦ ¦8. Индивидуальный риск для персонала объекта, год ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦9. Индивидуальный риск для населения на прилегающей¦ ¦ ¦ -1 ¦ ¦ ¦территории, год . ¦ ¦ +—————————————————+————+ ¦10. Коллективный риск (математическое ожидание ¦ ¦ ¦потерь) — ожидаемое количество пострадавших ¦ ¦ ¦(погибших) людей (персонала и населения) в ¦ ¦ ¦результате возможных аварий (чрезвычайных ситуаций)¦ ¦ ¦за определенное время (год), чел./год. ¦ ¦ L—————————————————+————-

III. Характеристика аварийности, травматизма и пожаров на опасном объекте
Характеристика аварийности на опасном объекте
———T—T—-T————T——-T————T—————¬ ¦ Год ¦N ¦Дата¦Характерис-¦Причина¦Последствия¦ % выполнения ¦ ¦ п/п ¦п/п¦ ¦тика аварии¦аварии ¦ аварии ¦ мероприятий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предусмотренных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ актами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расследования ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2000 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2001 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2002 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2003 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2004 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——-+—+—-+————+——-+————+—————-
Характеристика травматизма на опасном объекте
———T—T—-T————T——-T————T—————¬ ¦ Год ¦N ¦Дата¦Характерис-¦Причина¦Последствия¦ % выполнения ¦ ¦ п/п ¦п/п¦ ¦тика травмы¦травмы ¦ травмы ¦ мероприятий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предусмотренных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ актами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расследования ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2000 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2001 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2002 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2003 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2004 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——-+—+—-+————+——-+————+—————-

Характеристика пожаров на опасном объекте
———T—T—-T————T——-T————T—————¬ ¦ Год ¦N ¦Дата¦Характерис-¦Причина¦Последствия¦ % выполнения ¦ ¦ п/п ¦п/п¦ ¦тика пожара¦пожара ¦ пожара ¦ мероприятий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предусмотренных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ актами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расследования ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2000 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2001 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2002 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2003 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——-+—+—-+————+——-+————+—————+ ¦2004 г.¦1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+—-+————+——-+————+—————+ ¦ ¦…¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——-+—+—-+————+——-+————+—————-
IV. Характеристика мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
———————————————-T——————¬ ¦ Наименование показателя ¦ Значение ¦ ¦ ¦ показателя ¦ +———————————————+——————+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +———————————————+——————+ ¦1. Наличие на опасном объекте¦ ¦ ¦организационно-плановых документов в¦ ¦ ¦соответствии с «Требованиями по¦ ¦ ¦предупреждению чрезвычайных ситуаций на¦ ¦ ¦потенциально опасных объектах и объектах¦ ¦ ¦жизнеобеспечения» (Приказ МЧС России от¦ ¦ ¦28.02.2003 No. 105, зарегистрирован в¦ ¦ ¦Минюсте России 03.06.2002, N 3493), да/нет: ¦ ¦ ¦ Положение по организации прогнозирования¦ ¦ ¦техногенных чрезвычайных ситуаций на¦ ¦ ¦опасном объекте; ¦ ¦ ¦ Положение об органе управления по делам¦ ¦ ¦гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;¦ ¦ ¦ план мероприятий по предупреждению и¦ ¦ ¦ликвидации чрезвычайных ситуаций; ¦ ¦ ¦ план подготовки руководящего состава и¦ ¦ ¦специалистов по вопросам предупреждения,¦ ¦ ¦локализации и ликвидации чрезвычайных¦ ¦ ¦ситуаций; ¦ ¦ ¦ декларация промышленной безопасности; ¦ ¦ ¦ показатели степени риска чрезвычайных¦ ¦ ¦ситуаций. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦2. Последний срок оценки готовности опасного¦ ¦ ¦объекта к локализации и ликвидации¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций и достаточности сил и¦ ¦ ¦средств по защите населения и территорий от¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций, дата. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦3. Наличие на опасном объекте Плана¦ ¦ ¦взаимодействия с антитеррористическими¦ ¦ ¦подразделениями ФСБ России, внутренними¦ ¦ ¦войсками МВД России, подразделениями¦ ¦ ¦вневедомственной охраны МВД России в случае¦ ¦ ¦несанкционированного вмешательства в¦ ¦ ¦деятельность объекта или при угрозе¦ ¦ ¦террористического акта, да/нет. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦4. Наличие на опасном объекте спасательных¦ ¦ ¦формирований, аварийно-восстановительных¦ ¦ ¦подразделений, подразделений пожарной¦ ¦ ¦охраны, да/нет (по видам). ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦5. Укомплектованность личным составом¦ ¦ ¦спасательных формирований,¦ ¦ ¦аварийно-восстановительных подразделений,¦ ¦ ¦подразделений пожарной охраны в соответствии¦ ¦ ¦со штатным расписанием (по видам¦ ¦ ¦подразделений), % к необходимому количеству. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦6. Оснащенность приборами и оборудованием¦ ¦ ¦спасательных формирований,¦ ¦ ¦аварийно-восстановительных подразделений,¦ ¦ ¦подразделений пожарной охраны в соответствии¦ ¦ ¦с табелем оснащения, % к необходимому¦ ¦ ¦количеству. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦7. Укомплектованность служб и подразделений¦ ¦ ¦опасного объекта специалистами,¦ ¦ ¦осуществляющими деятельность в области¦ ¦ ¦предупреждения чрезвычайных ситуаций, % к¦ ¦ ¦необходимому количеству. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦8. Обучение спасательных формирований,¦ ¦ ¦аварийно-восстановительных подразделений,¦ ¦ ¦подразделений пожарной охраны, служб и¦ ¦ ¦подразделений опасного объекта,¦ ¦ ¦осуществляющих деятельность в области¦ ¦ ¦предупреждения, локализации и ликвидации¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуаций, % прошедших обучение¦ ¦ ¦к общему количеству (по каждому¦ ¦ ¦каждому подразделению). ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦9. Наличие на опасном объекте систем¦ ¦ ¦оповещения персонала и населения,¦ ¦ ¦проживающего около опасного объекта, да/нет. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦10. Наличие на объекте защитных сооружений¦ ¦ ¦(по видам сооружений и их назначению),¦ ¦ ¦количество укрываемых и % от нормативной¦ ¦ ¦потребности. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦11. Наличие на опасном объекте¦ ¦ ¦работоспособных технических систем¦ ¦ ¦предупреждения и локализации чрезвычайных¦ ¦ ¦ситуаций, предусмотренных нормативными¦ ¦ ¦документами, да/нет (по видам). ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦12. Наличие на объекте системы внутреннего¦ ¦ ¦противопожарного водопровода, его¦ ¦ ¦характеристики и соответствие требованиям¦ ¦ ¦нормативных документов. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦13. Наличие на объекте системы наружного¦ ¦ ¦противопожарного водопровода, его¦ ¦ ¦характеристики и соответствие требованиям¦ ¦ ¦нормативных документов. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦14. Соответствие генерального плана¦ ¦ ¦предприятия, объемно-планировочных решений¦ ¦ ¦помещений зданий и сооружений, путей¦ ¦ ¦эвакуации требованиям нормативных документов.¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦15. Наличие на опасном объекте подразделения¦ ¦ ¦охраны и технических систем обнаружения¦ ¦ ¦несанкционированного проникновения на¦ ¦ ¦территорию или систем физической защиты,¦ ¦ ¦да/нет. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦16. Наличие на опасном объекте пункта и¦ ¦ ¦автоматизированной системы управления¦ ¦ ¦производственным процессом, функционирующих¦ ¦ ¦в условиях чрезвычайных ситуаций, в¦ ¦ ¦соответствии с требованиями нормативных¦ ¦ ¦документов, да/нет. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦17. Количество зданий и помещений,¦ ¦ ¦оборудованных автоматическими установками¦ ¦ ¦пожаротушения, ед./% от общего количества,¦ ¦ ¦подлежащих оборудованию в соответствии с¦ ¦ ¦нормами. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦18. Количество зданий и помещений,¦ ¦ ¦оборудованных системами автоматической¦ ¦ ¦пожарной сигнализации, ед./% от общего¦ ¦ ¦количества, подлежащих оборудованию в¦ ¦ ¦соответствии с нормами. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦19. Наличие на опасном объекте резервных¦ ¦ ¦источников электроснабжения, теплоснабжения,¦ ¦ ¦газоснабжения, водоснабжения, систем связи,¦ ¦ ¦обеспечивающих функционирование объекта при¦ ¦ ¦чрезвычайных ситуациях и действия¦ ¦ ¦аварийно-восстановительных подразделений при¦ ¦ ¦ликвидации чрезвычайных ситуаций (по видам),¦ ¦ ¦да/нет. ¦ ¦ +———————————————+——————+ ¦20. Наличие договора страхования¦ ¦ ¦ответственности за причинение вреда при¦ ¦ ¦эксплуатации опасного объекта за нанесенный¦ ¦ ¦ущерб физическим, юридическим лицам и¦ ¦ ¦окружающей природной среде, да/нет. ¦ ¦ L———————————————+——————-

  • Все форумы
    • Технологический форум
      • Общие вопросы
      • Металлургия
      • Машиностроение
      • Деревообработка
      • Пищевая промышленность
      • Животноводство, рыбоводство и растениеводство
      • Промышленность стройматериалов
      • Химия, нефтехимия и топливная промышленность
      • Охрана труда и техника безопасности
      • Экология
      • Другие темы
    • Генплан и сооружения транспорта
      • Общие вопросы
      • Инженерные изыскания
      • Генеральные планы
      • Сооружения транспорта
      • Автомобильные дороги
      • Железнодорожные пути
      • Мостостроение
      • Другие темы
    • Архитектурный форум
      • Общие вопросы
      • Градостроительство
      • Архитектурные решения
      • Реконструкция и реставрация зданий
      • Ландшафтное проектирование
      • Дизайн интерьеров
      • Светотехника
      • Другие темы
    • Строительный форум
      • Общие вопросы
      • Основания и фундаменты, механика грунтов
      • Ограждающие конструкции, кровли
      • Конструкции железобетонные
      • Конструкции металлические
      • Конструкции деревянные
      • Строительная теплотехника
      • Защита от шума и вибрации
      • Организация строительства и производства работ
      • Обследование и усиление строительных конструкций
      • Программы ConstructorSoft
      • Другие темы
    • Пожарная безопасность
      • Общие вопросы
      • Огнеопасные свойства веществ и материалов
      • Классификация зданий, помещений и зон
      • Огнестойкость строительных конструкций
      • Оповещение и эвакуация
      • Пожарная сигнализация
      • Водяное и пенное пожаротушение
      • Газовое, порошковое и аэрозольное пожаротушение
      • Дымоудаление
      • Другие темы
    • Электротехнический форум
      • Общие вопросы
      • Генерация электроэнергии
      • Электроснабжение объектов
      • Электрические подстанции
      • Воздушные и кабельные ЛЭП
      • Контактные сети
      • Электропроводки и токопроводы
      • Силовое электрооборудование
      • Взрывозащищенное электрооборудование
      • Электропривод и электрические машины
      • Релейная защита и автоматика
      • Электроосвещение внутреннее
      • Электроосвещение наружное
      • Заземление и молниезащита
      • Учёт электроэнергии
      • Программы Beroes Group
      • Другие темы
    • Автоматизация, связь, сигнализация
      • Общие вопросы
      • Автоматика и телемеханика
      • Контроллеры и электроника
      • Оптоволоконные сети передачи данных
      • Локальные сети передачи данных
      • Телефония и другие системы связи
      • Телевидение и радиовещание
      • Видеонаблюдение и СКУД
      • Охранная сигнализация
      • Другие темы
    • Водоснабжение и канализация
      • Общие вопросы
      • Внутренние водопровод и канализация
      • Противопожарное водоснабжение
      • Наружные сети водоснабжения
      • Наружные сети канализации
      • Насосные станции
      • Другие темы
    • Вентиляция, кондиционирование и холодоснабжение
      • Общие вопросы
      • Вентиляция
      • Воздухоснабжение
      • Кондиционирование
      • Холодоснабжение
      • Аспирация (пылеудаление)
      • Другие темы
    • Теплоснабжение и газоснабжение
      • Общие вопросы
      • Тепловые станции
      • Теплоснабжение
      • Отопление
      • Теплоизоляция оборудования и трубопроводов
      • Тепломеханические решения котельных
      • Устройства газоснабжения
      • Другие темы
    • Программное обеспечение Autodesk
      • Общие вопросы
      • AutoCAD, AutoCAD LT и СПДС модуль Autodesk
      • AutoCAD Civil 3D (Land Desktop), AutoCAD Map 3D и AutoCAD Raster Design
      • Revit Structure, AutoCAD Structural Detailing и Autodesk Robot Structural
      • Revit Architecture и AutoCAD Architecture
      • Revit MEP и AutoCAD MEP
      • Autodesk 3ds Max (Design), AutoCAD Freestyle и Autodesk Impression
      • Autodesk Design Review, DWG TrueView, Autodesk DWF Writer, AutoCAD WS
      • Autodesk Navisworks Products, Autodesk Vault Products
      • AutoCAD Electrical
      • AutoCAD Mechanical
      • Autodesk Inventor
      • AutoCAD P&ID, AutoCAD Plant 3D, Autodesk Intent
      • Другие программы Autodesk
    • Программы для проектирования
      • Общие вопросы
      • GeoniCS
      • CREDO
      • Компас и другое ПО от «Аскон»
      • T-Flex CAD и другое ПО от «Топ Системы»
      • nanoCAD и другое ПО от «Нанософт»
      • ArchiCAD
      • Allplan
      • DIALux
      • MicroSoft Office
      • Программы Weisskrahe
      • Другие программы
    • Сметное дело
      • Стоимость проектных работ
      • Стоимость строительно-монтажных работ
      • Стоимость пусконаладочных работ
      • Стоимость ремонтных работ
      • Стоимость технического обслуживания
      • Программное обеспечение для составления смет
      • Другие темы
    • Сопутствующие проектированию вопросы
      • Общие вопросы
      • Управление проектами
      • Авторский надзор
      • Технический надзор
      • Архивы и делопроизводство
      • Другие темы
    • Свободное общение
      • Вопросы, замечания и предложения по форумам
      • Вопросы, замечания и предложения по сайтам
      • Свободное общение, шутки, юмор
  • Все сайты
    • Другие
  • Архив
    • Архив файлов
      • Технологический
      • Генплан и сооружения транспорта
      • Архитектурный
      • Строительный
      • Пожарная безопасность
      • Электротехнический
      • Автоматизация, связь, сигнализация
      • Водоснабжение и канализация
      • Вентиляция, кондиционирование и холодоснабжение
      • Теплоснабжение и газоснабжение
    • Самые безответные темы
    • Нормативные документы
    • Типовые проекты
    • Примеры проектов
    • Технические книги
    • Программы
    • Видеоролики
  • Пользователи
    • Все пользователи
    • Кураторы подразделов
    • Пользователи по регионам
    • Посетившие форумы в течение суток
    • Поиск пользователей
  • Полезно
    • Правила форумов
    • Список всех подразделов
    • Список всех тем
    • Календарь

помещение с массовым пребыванием людей

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего блога и коллегам по цеху! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию обсудить определение помещения или здания с массовым пребыванием людей. Почему вопрос о том, считать или не считать какое то определенное помещение (здание) помещением (зданием) с массовым пребыванием людей стоит так остро? Дело в том, что как мы знаем, при проектировании систем противопожарной защиты, кабельные сети предписывается предусматривать огнестойкими проводами и кабелями, согласно ГОСТ 31565-2012, табл. 2 «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара» – кабели марок FRLSили FRHF.

Однако тем же ГОСТом и той же таблицей, только пунктом выше, для зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, предписывается предусматривать исключительно кабель безгалогенных марок, то есть FRHF , исключая использование марок FRLS. «Для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, во внутренних электроустановках, а также в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах».

Ну вот собственно и суть проблемы – люди пытаются прояснить для себя относится ли их конкретное здание к зданию с массовым пребыванием людей для того чтобы понимать – можно или нельзя при проектировании систем противопожарной автоматики использовать кабель марок FRLS, который понятное дело, на порядок дешевле чем кабель марок FRHF. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, предлагаю пытаться оперировать конкретными определениями, обозначенными в нормативных документах. Итак, что такое здание с массовым пребыванием людей? Видимо это есть здание или сооружение, включающее в свой состав помещение или помещения с массовым пребыванием людей. Прекрасно, теперь рассмотрим как трактуют различные нормативные документы понятие – «помещение с массовым пребыванием людей»:

  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Примерно то же самое было изложено в утратившим силу документе ППБ 01-03 «п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек – зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре».

Теперь смотрим что говорится по данной теме в СП5.13130-2009:

«3.71 Помещение с массовым пребыванием людей

Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м.». Замечательно, не правда ли? Это уже совсем другое дело – если есть торговый зал магазина, площадью к примеру 400 кв.метров, то наличие в торговом зале 50 человек, согласно п.3.71 СП5.13130-2009, абсолютно не относит помещение торгового зала к категории помещения с массовым пребыванием людей, так как для этого необходимо уже присутствие в торговом зале 400 х 1 = 400 человек! Или как считать – 1 человек на квадратный метр площади не общей, а за исключением площади занятой стеллажами и прилавками? Есть вопросы! Посмотрим, что нам скажут другие документы.

СП 118.13330 – 2012 “Общественные здания и сооружения”, приложение «Б», п.Б20 – Термины и определения:

«Помещение с массовым пребыванием людей

Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.)». Ну собственно, то же самое, что и в СП5.13130-2009.

  1. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения следующее трактовку «помещения с массовым пребыванием людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей – помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

Ну в общем, можно проанализировать полученные из нормативных документов данные и попробовать решить – какой из документов главнее, так как данные, как мы видим, разные. Самый суровый документ – правила противопожарного режима , утвержден Постановлением Правительства РФ и подписан В.В.Путиным. – серьезный документ, имеет статус «Действующий», определяет критическую «планку» – 50 человек и определение не зависит от площади и назначения объекта.

С другой стороны, СП5.13130-2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ), СП 118.13330.2012 (СНиП 31-06-2009) Общественные здания и сооружения , (утвержден Министерством регионального развития России), СНиП 41-01-2003 (утвержден Госстрой РФ), СП 7.13130.2009 (утвержден Министерством ГО и ЧС РФ) – много документов, все имеют статус «Действующий», говорят они об одном и том же – Помещение с массовым пребыванием людей – это помещение более 50 кв. метров с числом более 1 чел. На 1 кв.метр помещения. Непонятно только сколько квадратных метров делить на количество людей – общую площадь помещения (например полученную в результате перемножения габаритов торгового зала), либо площадь, к примеру того же торгового зала, за вычетом площади, занимаемой торговым оборудованием, т.е. стеллажи, стойки с товарами, торговые прилавки, кассы и прочее. Заметьте! Ни в одном приведенном выше документе четко не сказано что площадь, занятую столами для заседаний, прочей мебелью, торговыми прилавками, фикусами напольными и прочим надо вычесть из общей площади помещения, следовательно именно ее – общую площадь и принимаем в расчетах!!! Рассмотрим на примере – пусть будет тот же, упомянутый ранее, торговый зал магазина, общей площадью 400 кв.м. Из этих 400 кв.м. более половины – ну пусть 250 кв.м. занято торговым оборудованием, следовательно для прогулок Посетителей магазина остаются «чистыми» только 150 кв.м. из общих четырехсот. Проверим наши расчеты, исходя из положений СНиП 31-06-2009, пункт 5.23, которого гласит: «5.23. Для расчёта путей эвакуации число покупателей или посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в торговом зале или помещении для посетителей, следует принимать из расчёта на одного человека: для магазинов в городах и поселках городского типа, а также для предприятий бытового обслуживания — 3,0 м2 площади торгового зала или помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием;»

Ну все – делим-умножаем. Всего у нас 400 м2, включая площадь, занятую оборудованием – делим на 3, т.е. 400/3 = 133,33 человека максимум может находиться на расчетных площадях, исходя из положений СНиП 31-06-2009. Ну что, подходя к вопросу разумно, вполне можно допустить, что на доступных, свободных от торгового оборудования, 150 квадратных метрах торгового зала, в часы распродаж, могут уместиться 133 человека с тележками и корзинками, теснящихся в плотной очереди в забитом битком магазине. То есть, это будет очень густо «населенный» людьми магазин и более массовое скопление людей в данном помещении уже сложно представить – больше людей уже просто вряд ли влезет в помещение. Что нам скажут приведенные нами нормы по поводу такого торгового зала? Смотрим. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» однозначно говорят – «ДА», этот торговый зал – есть помещение с массовым пребыванием людей. С другой стороны, СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 – хором говорят «НЕТ» – поскольку в помещении торгового зала менее 400 человек, а определение в этих документах – 1 человек на 1 кв.метр, т.е. указанный торговый зал не является помещением с массовым пребыванием людей. И что самое интересное, на мой взгляд, – это то что на площади 150 кв. метров (как мы выяснили) просто никак не смогут вместиться эти самые нормативные 400 человек, если они не залезут на шею друг другу. Это больше чем 2.6 человека на 1 свободный от торгового оборудования кв. метр площади (400/150 = 2,6666) – попробуйте втроем уместиться на один кв. метре площади – это получится только в том случае, если ваше личное окружающее пространство станет общим и даже интимным )) – бред в общем получается. Да в общем, даже 1 человек на 1 кв. метр площади в пустом помещении – это очень и очень ……..редкое явление, типа модной дискотеки или очереди за туалетной бумагой во времена перестройки или может еще автобус в часы пик. Скажем прямо – ни кинотеатры с театрами, ни залы заседаний и совещаний, а уж тем более рестораны (там человек чувствует себя за своим столиком свободно и комфортно) не будут никогда соответствовать приведенной критической норме – 1 человек на 1 кв. метр. Это абсурд. Следовательно, учитывая то что перестройка уже закончена, и очередей за туалетной бумагой у нас не наблюдается, помещением с массовым скоплением людей, в соответствии с СП5.13130-2009, СП 118.13330 – 2012, СНиП 41-01-2003, СП 7.13130.2009 могут быть залы дискотек или салоны автобусов и трамваев в часы пик! Ну может быть, пофантазировав, еще что то можно придумать.

Итак, учитывая все вышеописанное, принимая во внимание разумность подхода к проблемному вопросу, а также тот факт что все таки Постановление Правительства РФ, которое утвердило «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», и оно – Постановление Правительства все таки главнее чем рекомендованные различными учреждениями СП, лично я остановился на утверждении что помещение с массовым пребыванием людей (это ведь так же, можно рассматривать в контексте “объект”) – это помещение любого назначения, в котором могут находиться единовременно 50 человек и более. И здание и строение любое (в контексте “объект”), на территории которого могут находиться единовременно 50 человек и более, вне зависимости от квадратных метров и назначения, также является объектом с массовым пребыванием людей. Уточнение внесено 08.04.18 г., после обсуждений положений статьи в комментариях. Ранее были написана фраза “объект, который включает в себя помещение с массовым пребыванием людей, есть объект с массовым пребыванием людей”. Благодарю всех участников обсуждения, написавших комментарии к статье! Но это сугубо мое личное мнение – я никому его не навязываю и приглашаю тех кто со мной не согласен высказать в комментариях свое мнение – мы это мнение обсудим и если оно вполне адекватно – почему бы ни принять к сведению.

На этом, статью «Помещение с массовым пребыванием людей» завершаю, копировать ее для размещения на прочих ресурсах разрешаю с сохранением в копии всех приведенных ниже ссылок на наш сайт, предлагаю ознакомиться с прочими нашими статьями в блоге по ссылкам приведенным ниже:

https://www.norma-pb.ru/p870/ – сколько пожарных извещателей ставить в отсеке ограниченном балками более 0,4 метра?

https://www.norma-pb.ru/p845/ – кабельные проходки «Стоп-огонь»

https://www.norma-pb.ru/p753/ – пожарный извещатель на стене

https://www.norma-pb.ru/p717/ – системы дымоудаления, компенсация

https://www.norma-pb.ru/p655/ – исходные данные для проектирования

https://www.norma-pb.ru/p574/ – отключение вентиляции при пожаре

https://www.norma-pb.ru/p568/ – пожарный инспектор у Вас на предприятии

https://www.norma-pb.ru/p519/ – степень защиты оболочки оборудования

https://www.norma-pb.ru/p401/ – нормативное расстояние между извещателями

https://www.norma-pb.ru/p390/ – нафига козе баян?

https://www.norma-pb.ru/adresnyj-pozharnyj-izveshhatel-skolko-na-pomeshhenie/ — адресный пожарный извещатель – сколько на помещение?

Желаю всем постоянного повышения уровня знаний нормативных документов и успехов в Вашей трудовой деятельности!

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *