Методическая литература по фортепиано

«Жизненные правила для музыкантов» Роберта Шумана!

▪Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

▪Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

▪Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

▪Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

▪Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

▪Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

▪Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

▪Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

▪Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

▪Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

▪Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

▪Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

▪Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

▪Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

▪Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

▪Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

▪На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

▪Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

▪Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

▪Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

▪Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

▪Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

▪Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

▪Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

▪Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

▪Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

▪Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

▪Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

▪Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

▪Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

▪Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

▪Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

▪Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

▪Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

▪Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

▪У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

▪Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

▪Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

▪Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

▪Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

▪Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

▪Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

▪Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

▪Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

▪Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

▪Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

▪Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

▪Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

▪Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

▪Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

▪Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

▪В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

▪»Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

▪Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание… Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

▪Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

▪Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

▪Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

▪Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

▪Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

▪Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

▪Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

▪Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

▪Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

▪Ученью нет конца.

Список литературы

  • 1. Абдуллина, А.А. Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано: Учебно-методическое пособие. — М.: МПГУ, 2005. — 24 с.
  • 2. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. И.Гофман. — М.: Классика — XXI, 2002. — 244 с.
  • 3. Землянский, Б.Я. О музыкальной педагогике. / Б.Я. Землянский. — М.: Музыка, 1987. —
  • 4. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. Е.Либерман. — М.: Классика — XXI, 2002. — 84 с.
  • 5. Мазель, В. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и формирование двигательной системы. В.Мазель. — СПб.: Композитор (СПб), 2002. — 180 с.
  • 6. Мартисен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. К.А.Мартисен. — М.: Классика — XXI, 2003. — 120 с.
  • 7. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. / Б.Е.Милич. — Методическое пособие. — М.: Кифара, 2002. — 287с.
  • 8. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика (под ред. Г.М.Цыпина). М. 2003.
  • 9. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. С.И.Савшинский. — М.: Классика-XXI, 2002. — 244 с.
  • 10. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. С.И.Савшинский. — М.: Классика — XXI, 2004. — 192 с.
  • 11. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. — Санкт-Петербург: «Алетейя», 2001 — 320 с.
  • 12. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. А.А. Шмидт-Шкловская, — М.: Классика — XXI, 2004. — 192с.
  • 13. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. А.П.Щапов. — М.: Классика — XXI. 2002. — 176 с.

Методическая разработка «Организация домашней работы за фортепиано»

Ольга Билибина
Методическая разработка «Организация домашней работы за фортепиано»

Организация домашней работы за фортепиано.

Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное, эстетическое, развитие учащегося. Процессы обучения и воспитания должны составлять органическое единство. Обучая ребенка музыке, педагог воспитывает в нем мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу о здоровье и физическом развитии ученика.

Музыка является средством лечения души и тела. Вот некоторый перечень воздействия музыкальных занятий на человека:

* влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

* замедляет и уравновешивает волны мозга;

* маскирует неприятные звуки и ощущения;

* снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

* регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

* активизирует иммунную систему;

* улучшает память и обучаемость;

* повышает производительность труда;

* развивает упорство.

Все это неоднократно экспериментально доказано ведущими учеными, врачами, педагогами.

Обучая и воспитывая ребенка, необходимо объединить усилия всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Занятия за инструментом позволяют воспитанникам:

* проявить и развить свои музыкальные задатки и способности;

* ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем работать над хоровыми произведениями по партитурам, уметь читать свои партии;

* развить внутренний музыкальный слух, координацию слуха и голоса.

Когда ребенок разучивает пьесу, то спотыкается на каждом шагу. Преодолеть это сопротивление, выйти из-под власти нот – а значит сделать так, чтобы интервалы, аккорды, метроритм перестали быть главными в музыкальной деятельности. «Преодолеть ноты» — значит сделать так, чтобы исполняемое произведение отражало не язык своей записи, а представляло бы некоторое художественное явление. Звуки должны быть не только физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту, тембр.

Внешне создается впечатление, что играть на инструменте легко и просто – это лишь кажущаяся простота. На самом деле ребенок, севший за инструмент, должен решить одновременно множество задач:

* грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты в разных ключах и октавах, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуру, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа);

*учитывать правильное соотношение мелодии и аккомпанемента;

*слушать, интонировать и «петь пальцами» музыкальные фразы и предложения;

*постоянно следить за координацией движений тела при игре на инструменте;

*соблюдая все задачи, никогда не забывать, что они являются лишь техническими средствами для создания и воспроизведения музыкальных образов.

Очевидно, что задач при игре на фортепиано множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность, каждая требует определенной последовательности в изучении и времени на практическое усвоение за клавиатурой.

Очень большое значение в процессе обучения игре на фортепиано имеет правильная организация домашней работы. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.

Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребенка 6 – 8-ми лет еще не полностью сформировано. Поэтому в домашней работе за инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие которого является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные занятия.

Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении работа за фортепиано может продолжаться 15 – 20 минут – в промежутках между двумя школьными предметами. Такой режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашнюю работу. Если родители действительно заинтересованы в занятиях своего ребенка, то они обязательно помогут ему установить наиболее щадящий график домашней работы. Тогда обучение пойдет наиболее гладко, интерес ребенка к музыке не пропадет, а будет приносить радость.

Родители часто задают вопрос: «Как ребенок должен заниматься дома?» С самых первых занятий надо уяснить очень важный момент – проигрывание пьес от начала до конца – это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем работу над музыкальным произведением надо начинать с прослушивания, беседы о характере и содержания пьесы, создания исполнительского образа. Дальше нужно вычленить отдельно технически сложные места, аппликатурные позиции, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счетом вслух.

Музыка – искусство, которое не может существовать вне времени. Для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических мест, поскольку со временем у ребенка вырабатывается внутреннее ощущение метроритмической пульсации и необходимость в счете вслух отпадает.

В начальный период обучения на первый план выходит координационная работа. Пианист добивается правильности движений с помощью различных специальных координационных упражнений:

* «Радуга» — плавный перенос кисти от клавиши к клавише через октаву,

* «Домик» — работа закругленным третьим пальцем, с условием обращения внимания на свободные круглые пальцы,

* «Тропинка» — расположение пальцев на определенном участке клавиши,

* «Пружинка», «Поклоны» — мягкое «погружение» пальца в клавишу с помощью волнообразных движений запястья.

Этот период обучения можно сравнить с тем периодом в жизни малыша, когда он учится ходить: в первые недели обучения музыке он учится «ходить пальцами» по клавишам. Это сложное занятие требует много терпения и внимания как со стороны ребенка, так и со стороны родителей, так как дети 6-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать свое внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребенку необходима помощь старшего, хотя бы во время первых занятий.

Соединив усилия педагога, ребенка и родителей можно получить хороший результат в обучении детей музыке – появится устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который может сохраниться в течение многих лет.

Советы родителям:

* составить такой режим домашней работы ребенка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;

*приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день;

*в течение первого месяца обучения сидеть рядом с ребенком;

*контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания;

* постепенно приучать, с первых же шагов обучения, ребенка к самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;

*строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий за фортепиано;

*соблюдать режим освещения (слева сверху);

*хорошо проветривать помещение перед занятием;

*использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку для ног;

*соблюдать тишину во время занятий музыкой;

*внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка;

*проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;

*посещать годовые концерты для родителей;

*своевременно производить настройку инструмента

Э соблюдать его температурный и водный режим для сохранения строя;

*постепенно формировать у ребенка потребность регулярно прослушивать классическую музыку и по мере возможного анализировать услышанное.

Методическая разработка урока фортепиано по теме «Пути преодоления проблем технического развития юного пианиста в младших классах».

Открытый урок по специальности фортепиано Мартыненко-Алексеевой Юлианы Ивановны, преподавателя фортепиано средней общеобразовательной школы-гимназии эстетического направления г. Уральск

Тема: «Пути преодоления проблем технического развития юного пианиста в младших классах».

Структура учебного занятия.

Урок проводится с ученицей 2-го года обучения Н. Ариной.

Цели урока:

1.Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков.

2.Создание мотивации к преодолению технических трудностей в изучаемых музыкальных произведениях.

Задачи урока:

1.Освоение применения технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением.
2. Показать приёмы работы над преодолением технических трудностей;

3.Привить интерес к изучаемым произведениям.

4.Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.

Тип урока:

Урок- обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Методы урока:

словесный;

практический;

игровой.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Методическое сообщение по теме: «Пути преодоления проблем технического развития юного пианиста в младших классах».

3.Подготовка игрового аппарата, работа над упражнениями.

4. Заключение.

Ожидаемый результат:
Учащийся научится самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых музыкальных произведениях.

Оборудование:
-фортепиано
-ноты
Музыкальные произведения:

А. Гедике №14 G-dur Этюд.

И. Иордан Охота за бабочкой.

Ход урока:

Приветствие. Методическое сообщение.

Все мы хорошо знаем, что работа над музыкальным произведением является основой обучения игре на фортепиано, и, кроме того, представляет собой целостный единый и сложный процесс, который включает в себя множество проблем. Несомненно, речь идет о проблеме звучания ,точности фразировки и ритма, аппликатуры и педализации, в целом – о выразительности исполнения, исполнительской технике, то есть об использовании комплекта средств, необходимых для воплощения художественного образа. Всё это немыслимо вне соответствующих игровых движений, то есть теснейшим образом связано с развитием техники.

Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. А техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность нередко происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки, её развития.

С первых уроков с начинающим учеником осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей, начинается процесс технического развития ученика.

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает «искусство», «мастерство». Фортепианная техника- дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянного включенного слухо-двигательного контроля-процесса, для которого необходимо немалые умственные усилия, особенно, когда неправильные навыки («зажимы») уже успели, «пустить корни» в подсознание ученика. Много сказать, что напряженный слухо- двигательный контроль и психологический комфорт- два гаранта успешного освоения фортепианной техники. Много литературы написано о развитии всех её видов– так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений – К.Черни, Крамер, М. Клементи и др. – находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение которых помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков.

И вот тут возникает вопрос- надо ли музыканту- исполнителю для развития техники прибегать к специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному. О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил и замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

«Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…»Ведь упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата. В педагогической практике используются различные виды упражнений.

Для применения можно использовать сборники упражнений, сообразуясь с потребностью того или иного ученика: для детей – из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники». Е. Гнесиной , для более подвинутых учеников из «160 восьмитактовых упражнений» ор. 821 К. Черни, «Новой формулы» В. Сафонова, упражнений А. Корто, М. Лонг. Для расширения и обновления педагогического репертуара на начальном этапе обучения, а также в качестве дополнительного материала к имеющимся школам и пособиям создан сборник 50 упражнений для беглости пальцев Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано» доступность, знакомство с новыми музыкальными образами и техническими комбинациями – характерная черта данного сборника.

Нельзя обойти стороной и упражнения Ш. Ганона. Поскольку они, в свою очередь, содержат материал разной трудности. Но как полезное сделать ещё и интересным? Ведь пути развития пианиста в двигательном отношении, как и во всех других, индивидуальны. Тут педагогу нужно проявить фантазию: можно варьировать штрихи, ритм(добиваясь ритмической точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками, используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками. Но при этом следует помнить известное правило В.Сафонова : «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами».

2.Основная часть .

Урок сегодня проводится с ученицей 2 года обучения Н.Ариной.

Начнём мы с Гимнастики для кисти и пальцев.
Гимнастика развивает активность пальцев, гибкость кисти.
1.При натянутой ладони рисовать кончиком каждого пальца круги в одну и другую сторону. Палец не должен сгибаться.
2. Выпрямить ладонь, пальцы поднять вверх. На счёт «раз» — опустить второй палец, на счёт «два» — третий палец. Проделать упражнение каждой парой пальцев по несколько раз.
3.Круговые движения кистью в разные стороны.
4.На «раз» ударить кончиками пальцев по ладони ближе к запястью, на счёт «два»- посередине, на «три»- ближе к основанию пальцев».

Следующие упражнения ,которые мы хотим показать-,думаю, что следует использовать не только в первые месяцы обучения, но и на протяжении всего пребывания ученика в младших и средних классах школы.

1упражнение на развитие чувствительности пальцев «ФОРМУЛА ШОПЕНА».

Шопен тонко чувствовал значение естественной аппликатуры и

ввел пятипальцевую формулу для первоначального обучения игре на

фортепиано: правая рука двигается по клавишам – ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си; левая рука

– фа, соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль, до. Навык физической (пальцевой) филировки звучания, без которого не обойтись

при исполнении самого, пожалуй, трудного штриха legato, на практике неразрывно

связан со слуховым контролем. Сейчас мы приведём упражнение, которое в

дальнейшем, совместно с контролем слуха, поможет юному пианисту приобрести

певучий звук, а также явится моделью работы над legato.

Выполняется на фортепиано отдельными руками, при исполнении легато следим за активным переступанием каждого пальца, но без лишнего взмахивания.

Размер 4/4. 1-й палец правой руки нажимает ноту ми и держит её первые

четыре доли («раз-и», «два-и», «три-и», «четыре-и»); на следующую первую долю 2-й

палец нажимает ноту фа -диез и держит её весь такт; 1-й палец при этом продолжает

держать ноту ми на счёт «раз-и», «два-и», а на счёт «три-и» отпускает клавишу, но не

поднимается выше, чем высота клавиши и при подъёме продолжает ощущать

поверхность клавиши. По этой схеме выполняется всё упражнение, как в восходящем,

так и в нисходящем движении, а также левой рукой. Важно, чтобы слух пианиста чётко

фиксировал следующие моменты: звучание максимально объёмного и певучего одного звука (ми); возникновение

секундового звучания (ми,фа-диез); постепенное перетекание звука ми в звук фа-диез

высвобождение звука фа-диез от обертонов смешения звуков ми и фа-диез.

2. упражнение- на достижение свободы и независимости. При первоначальной работе с упражнением ЗМЕЙКА Лешетицкого в классе я проработала с учениками отдельно момент подкладывание первого пальца. Первый палец готовим заранее, мышца первого пальца должна быть мягкой во время игры других пальцев. В момент взятия звука первым пальцем рука движется плавно, не допуская «ныряния» запястья вместе с пальцем. При перекладывании третьего пальца следим, чтобы первый «держался» уверенно на клавише и кисть была развёрнута по направлению движения. Пальцы собираем в направлении движения. Работает вся рука и корпус. Задача — соединить правильную работу руки и пальцев.

3.упражнение –на координацию рук в одновременном непрерывном движении Ш.Ганон РЫБАК.В этом упражнении отрабатывается навык правильного звукоизвлечения,для «пения на инструменте».

Упражнение, состоящее из секвенционных мотивов в восходящем и нисходящем движении, в основу взято пятипальцевое движение, но уже ритмически оформленное. Сложность представляет контроль за движением рук при игре вместе. Так как они движутся в одну сторону, движения рук совпадают, но необходимо соблюдать точное выполнение аппликатуры, которая в этом произведении полностью совпадает с природными возможностями ученицы. Руки несколько поданы в инструмент, приближены к чёрным клавишам. Какую цель мы ставили при разучивании этого упражнения- развить гибкость рук и приспособленность их к любым положениям;

Помимо контроля за «переступанием» пальцев, ритмическим выполнением упражнения, я ставлю задачу художественного исполнения упражнения. Мы добиваемся различных приемов исполнения – legato «гладкое, ровное», очень связное; и в половину длительности нот.

Арина с удовольствием работает над следующими упражнениями,которые способствуют появлению новых ощущений того,что ты прикасаешься не к клавише,а к звуку. Упражнения по три звука для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «яблочко»., с опорой на второй звук – «пушистик», с опорой на третий звук – «виноград» и «одуванчик». Одновременно с интонационной направленностью работы, я контролирую пианистический приём, постановку рук, прилаженность игрового аппарата, его свободу.

Затем мы усложнили это упражнение » Яблочко» играть терции – знакомит ученика с двойными нотами(позиции 1-3,2-4,3-5 пальцев.

Получаются «квакушки». Для того, чтобы не было «квакушек», сначала как бы нащупывай терцию на клавиатуре, а затем погружай руку до дна клавиш.

А сейчас я хочу показать ещё одно упражнение- по три звука, исполняя его нужно проследить за работой рук(почувствовать, как пальцы переступают по клавишам, а клавиши передают твои движения через молоточки струнам., чтобы твои пальцы умели плавно переступать, не «прилипая» к клавишам и грамотно произнести пальцами ударение в словах. А ещё я постаралась весом руки помочь правильно произнести «слова». На ударный слог немного погрузила руку в инструмент.

При выполнении упражнений описанного типа, их необходимо всё время варьировать , и добиваться лучшего качества их исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения темпа.

И теперь мы покажем как эти упражнения использовались при работе над сложными местами в изучаемых произведениях.

ЭТЮД №14,G-dur. А.Гедике.

Приёмы работы: игра в медленном темпе. Ученику предлагается сыграть этюд в медленном темпе крепкими и активными пальцами, глубоким «сочным» звуком.

Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой (пальцы «острые», сильные как клюв птицы), с использованием объединяющего движения всей руки – «скатиться с горки». Этюд звучит в исполнении ученицы уверенно, наизусть, со всеми нюансами. При следующем проигрывании увеличиваем темп и пытаемся сохранить певучесть звучания инструмента. Не всё пока удалось сделать в таком темпе, поэтому дома предлагается ученице продолжить над этим работу.

Вторая пьеса-ОХОТА ЗА БАБОЧКОЙ, автор И .Иордан..

Это виртуозная миниатюра, пьеса изложена в трёх-частной форме,и в неё мы используя различные приёмы работы-над музыкальными фрагментами (приём вычленения), игра каждой рукой отдельно, приём многократных повторений. Находили с ученицей нужные движения(готовить левую руку, чтобы не было остановок, запинок), подключали показ педагога, чтобы ученик имел представление , как следует исполнить ту или иную фразу для передачи лёгкости и полётности звука, и запоминали их. Необходимо стремиться, чтобы каждое новое повторение было лучше предыдущего.

В конце урока мы подвели итоги-для чего нужны упражнения, как нужно дома работать над ними ,какую ставить цель своих домашних занятий.

Домашнее задание
На дом задана игра упражнений РЫБАК и ЯБЛОЧКО . Играть активными пальцами. Следить за работой всей руки, корпуса.
Этюд проработать в разных темпах активными пальцами. Заранее готовить палец на следующую клавишу.
Охота за бабочкой . Работать над отдельными музыкальными фрагментами, потом объединять с другими эпизодами. Прежде чем играть, необходимо мысленно представить -как должна звучать та или иная фраза.
В заключение хочется вспомнить высказывание известного педагога -пианиста Г. Нейгауза: » Вся работа, протекающая у меня в классе, есть посильная работа над музыкой и её воплощением в фортепианной игре, другими словами – над художественным образом и фортепианной техникой».

Литература

1.А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

2.А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

3. Гат Й. Техника фортепьянной игры / Й.Гат. – М.: Музыка, 1967. – 241с.

4. Землянский Б. О музыкальной педагогике / Б.Я. Землянский. – М.: Музыка,

1987. – 141с.

5.К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.

6. Коган Г. Работа пианиста / Г.М. Коган. – М.: Гос. муз. изд., 1963.

7.Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

8. Лейзерович Г. Фортепианная аппликатура / Г.И. Лейзерович //Воспитание

пианиста в детской музыкальной школе. – К.: Мистецтво, 1964. – 215с.

9. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. / Е.Я. Либеран. – М.:

Музыка, 1971. – 144с.

10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка,

1988. – 239с.

11. Савшинский С. Работа пианиста над техникой / С.И. Савшинский. – Л.:

Музыка, 1968. – 107с.

Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.

12.Е. Тимакин. Воспитание пианиста – М., 1989.

13.И. Штепанова – Курцова. Фортепианная техника – Киев., 1982.

14.А. П. Щапов. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика 21 в., 2002.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *