Некоммерческие организации бухгалтерский и налоговый учет

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Дт

Кт

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

07, 08, 10, 50, 51, 52

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

50, 51, 52

(86)

(50, 51, 52)

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

«Какой проводкой формируются отрицательные курсовые разницы»;

«Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

55 (58)

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

01, 04

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Выбытие ОС

01, 04

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Продажа ОС

50, 51

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств»

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

(99)

(91-9)

Выявлена прибыль (убыток)

(84)

(99)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

(86)

(84)

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

План счетов, абзац 2 п. 17 ПБУ 6/01

Отражены организационные затраты НКО

20, 26

68, 76

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

20, 26

20, 26

69, 70, 71

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

20, 26

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

20, 26

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

20, 26

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

01, 10, 50, 51, 52

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Дт

Кт

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

01, 04

Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств

Выручка от реализации товаров, оказания услуг

Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям

Отражаются расходы, связанные с предпринимательством

20-2, 26-2

69, 70

Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве

20-2, 26-2

10, 76, 60

Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП

10, 76, 60

20-2, 26-2

02, 05

Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве

Формирование результатов от предпринимательства

41, 43, 45

Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров

20-2, 26-2

Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты

(99)

(90-9)

Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90

(84)

(99)

Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

(86)

(84)

Покупка-реализация ценных бумаг

60, 76

Приобретение ценных бумаг.

С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях:

«Бухгалтерский учет финансовых вложений – ПБУ 19/02»;

«Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)»

60, 76

(91-2)

(58)

Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная)

Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг

Проданы ценные бумаги

Списана учетная стоимость ценных бумаг

Формирование результатов от операций с ценными бумагами

(99)

(91-9)

Выявлена прибыль (убыток)

(84)

(99)

Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности)

(86)

(84)

Итоги

Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством. В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91. Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.

Коммерческие организации – это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Это важно

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

Это важно

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр. ).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Это важно

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Пример 1

Благотворительный фонд передает легковой автомобиль многодетной семье. Автомобиль приобретен фондом за счет средств целевого финансирования для ведения уставной деятельности. Фонд предпринимательскую деятельность не ведет.

Первоначальная стоимость автомобиля – 354 000 руб. (включая НДС). На дату передачи износ автомобиля составил 100 процентов. Рыночная стоимость автомобиля (без НДС) – 100 000 руб.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ не облагается НДС. Исключение составляет передача подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149, подп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Легковой автомобиль признается подакцизным товаром. И при передаче автомобиля следует начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговой базой признается рыночная стоимость (без НДС) переданного автомобиля, исчисленная в порядке, предусмотренном статьей 40 Налогового кодекса (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Автомобиль, используемый НКО в уставной деятельности, учитывается в составе объекта основных средств (ОС) по первоначальной стоимости (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

Принимая автомобиль к учету, организация отражает использование средств целевого финансирования записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (см. письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. № 16-00-14/243).

НКО не начисляют амортизацию по объектам ОС (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01). На забалансовом счете 010 «Износ основных средств» отражаются суммы износа, начисленные линейным способом в порядке, установленном в пункте 19 ПБУ 6/01.

Передача собственного имущества в благотворительных целях может отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 1, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

При выбытии автомобиля сумма начисленного износа списывается с забалансового счета 010. Сумма добавочного капитала, сформированного при приобретении автомобиля, списывается со счета 83 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (абз. 4 п. 6 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

Сумма НДС, начисленная при передаче автомобиля, относится в дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Имущество, приобретенное фондом за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации в налоговом учете (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы, связанные с передачей имущества в благотворительных целях, включая сумму начисленного НДС, помещения, транспорта, канцелярская и печатная продукция) составили 50 000 руб. Акция проводится сила-ми добровольцев.

Бухгалтерский учет

Затраты НКО на проведение целевого мероприятия накапливаются на счете 20 «Основное производство». При проведении благотворительного мероприятия расходы списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, п. 29 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 03-03-06/4/9).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в рамках благотворительной помощи, не облагаются НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при передаче автомобиля физическому лицу у благотворительного фонда не возникает обязанностей налогового агента (см. письмо Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-83).

Бухгалтерские проводки

Списана стоимость автомобиля, преданного в благотворительных целях:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01

– 354 000 руб.

Списана сумма износа, начисленного по переданному автомобилю:

КРЕДИТ 010

– 354 000 руб.

Списан добавочный капитал, сформированный при приобретении автомобиля:

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84

– 354 000 руб.

Пример 2

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Бухгалтерские проводки

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– 200 000 руб.

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 118 000 руб.

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

Учет имущества некоммерческих организаций

В законодательстве в области бухгалтерского учета отсутствуют четкое определение целевого финансирования и детальная методология его учета. Содержание понятия «целевое финансирование» не определено и в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Отсутствие четкого понимания целевого финансирования вносит скрытую интригу, так как всегда есть риск того, что проверяющие органы посчитают какие-нибудь расходы нецелевыми с требованием их возврата и уплаты с них всех налогов. Рассмотрим особенности учета имущества некоммерческих организаций.

Для осуществления своей основной (уставной) деятельности некоммерческие организации нуждаются в определенных финансовых средствах, большая часть которых исходя из законодательства о некоммерческих организациях и особенностей их деятельности должна формироваться за счет средств целевых поступлений.

Анализ содержания Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) позволил сделать вывод о том, что указанный документ не содержит определения понятия «целевое финансирование». В общепринятом понимании оно означают передачу имущества или денежных средств для использования на определенные цели.

По мнению автора, без четкого понимания целевого финансирования (особенно когда суммы велики) даже в том случае, когда организация получает целевые средства из бюджета и полностью расходует их на достижение цели, есть риск, что какие-нибудь расходы будут признаны нецелевыми.

Содержание понятия «целевое финансирование», как уже упоминалось, не определено и в Законе N 7-ФЗ. Законодательство указывает лишь различные источники формирования имущества некоммерческих организаций (Приложение 2). Так, в п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ названы следующие источники формирования имущества некоммерческих организаций в денежных и иных формах:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Первый вид поступлений — это поступления имущества (к нему относятся не только материальные ценности, но и денежные средства) от тех, кто создал некоммерческую организацию, а также является ее участником или членом.

Во втором случае имущество может поступать от любых организаций (коммерческих и некоммерческих), от предпринимателя без образования юридического лица, от физических лиц. Эти два вида поступлений обычно формируют имущество, используемое в основной (уставной) деятельности некоммерческой организации. Если они входят в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ)), то они не облагаются налогом на прибыль.

Следующие три вида поступлений, как правило, связаны с предпринимательской деятельностью некоммерческой организации (активной или пассивной). Обычно по таким поступлениям начисляется и уплачивается налог на прибыль, если некоммерческая организация не применяет специальных налоговых режимов <1>.

<1> Ягудина Г.Г., Хамидуллина Г.Р., Гусарова Л.В. Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. М.: Бухгалтерский учет, 2008. С. 51.

Но у некоторых некоммерческих организаций они могут быть связаны с основной (уставной) деятельностью (например, плата за обучение в негосударственных образовательных учреждениях). В этом случае уплата налога на прибыль зависит от конкретного указания в НК РФ. Перечень поступлений в Законе N 7-ФЗ — открытый.

В законодательстве о бухгалтерском учете также отсутствует четкое определение, что является целевым финансированием и какова детальная методология его учета. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция N 94н), при раскрытии счета 86 «Целевое финансирование», дано следующее определение понятия «целевое финансирование»: это средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения; средства, поступившие от других организаций и лиц; бюджетные средства и др.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, хотя и предполагает использование счета 86 «Целевое финансирование», на некоммерческие организации не распространяется, поскольку государственная помощь в этом документе признается как доход.

В результате на практике для бухгалтерского учета используются критерии отнесения тех или иных средств к средствам целевого финансирования, изложенные в налоговом законодательстве, что не совсем правильно. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования:

  • в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • в виде грантов — денежных средств или иного имущества в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

предоставление на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

предоставление на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

  • в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ; в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
  • в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
  • в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии; в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Некоммерческие организации, осуществляющие основную (уставную) и предпринимательскую деятельность согласно ст. 251 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования, во избежание искажений при формировании бухгалтерской отчетности, исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС), принимаемого к вычету из бюджета. При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Некоммерческим организациям в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ дополнительно предоставляется право не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими основной (уставной) деятельности, поступивших безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованных указанными получателями по назначению. При этом некоммерческие организации — получатели указанных целевых поступлений обязаны также вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими основной (уставной) деятельности приведен в п. 2 ст. 251 НК РФ и является закрытым. К таким поступлениям относятся:

  • осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях);
  • имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  • средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов; пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждением; отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений); средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
  • использованные по назначению средства, полученные структурными организациями Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) от Минобороны России и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
  • имущество и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Таким образом, из п. 2 ст. 251 НК РФ следует, что все виды целевых поступлений при соблюдении определенных условий можно не облагать налогом. Однако, по мнению автора, необходимо учитывать нормы гражданского законодательства, согласно которым отдельные виды целевых поступлений могут быть получены не всеми некоммерческими организациями. Одним из таких видов целевых поступлений являются пожертвования.

В ст. 582 ГК РФ представлен исчерпывающий список тех, кто имеет право на получение пожертвования (в частности, здесь упомянуты фонды, благотворительные, религиозные и общественные организации, учреждения с определенным направлением деятельности). Поскольку список возможных получателей пожертвования закрытый, не все некоммерческие организации могут исключать из налогооблагаемой базы средства, полученные с формулировкой «пожертвование» (например, в перечень получателей пожертвований не включены некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, союзы и ассоциации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы). Безвозмездная передача вещи или права таким организациям возможна, но будет считаться не пожертвованием, а дарением. Дарение же не причисляется НК РФ к целевым поступлениям, следовательно, облагается налогом на прибыль.

В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов, особенно денежных средств, для более эффективного их использования финансирование проектов российских некоммерческих организаций зачастую осуществляется на альтернативной основе — конкурсе грантов. Однако в настоящее время в российском законодательстве отсутствует единый подход к определению термина «грант». Некоторые определения термина «грант», используемые в различных нормативных актах, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сводная таблица определения понятия «грант»

N
п/п
Вид нормативного
документа
Определение
1 Пункт 6 ст. 217 НК РФ Грант — безвозмездная помощь,
предоставленная для поддержки науки и
образования, культуры и искусства в РФ
международными или иностранными
организациями по перечню таких
организаций, утверждаемому
Правительством РФ
2 Статья 17 Федерального
закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ
«Об общественных
объединениях» (ред. от
02.11.2004)
Государственная поддержка может
выражаться в виде целевого
финансирования отдельных общественно
полезных программ общественных
объединений по их заявкам
(государственные гранты)
3 Федеральный закон от
11.08.1995 N 135-ФЗ «О
благотворительной
деятельности и
благотворительных
организациях» (ред. от
22.08.2004)
Благотворительные пожертвования, в том
числе носящие целевой характер
(благотворительные гранты),
предоставляемые гражданами и
юридическими лицами в денежной или в
натуральной форме
4 Статья 2 Федерального закона
от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О
науке и государственной
научно-технической политике»
(ред. от 30.06.2005)
Гранты — денежные и иные средства,
передаваемые безвозмездно и безвозвратно
гражданами и юридическими лицами, в том
числе иностранными гражданами и
иностранными юридическими лицами, а
также международными организациями,
получившими право на предоставление
грантов на территории РФ в установленном
Правительством РФ порядке, на проведение
конкретных научных исследований на
условиях, предусмотренных грантодателями
5 Письмо Госналогслужбы
России N ЮУ-4-06/88н,
Минфина России N 04-06-01
от 11.06.1993 «О порядке
налогообложения грантов,
получаемых от иностранных
благотворительных
организаций» (с изм.,
внесенными Инструкцией
Госналогслужбы России от
29.06.1995 N 35)
Под термином «грант» для целей
налогообложения понимаются целевые
средства, предоставляемые безвозмездно
иностранными благотворительными
организациями, предприятиями
организациям и физическим лицам в
денежной или в натуральной форме на
проведение научных или других
исследований, опытно-конструкторских
работ, обучение, лечение и другие цели
с последующим отчетом об их
использовании

Обобщив эти определения, можно сформулировать следующие характерные признаки понятия «грант»:

  • это безвозмездные целевые средства, выраженные в денежной или натуральной форме;
  • предоставляется преимущественно на основании конкурса;
  • выделяется организациям, инициативным группам или отдельным лицам на реализацию конкретных проектов (программ).

Таким образом, можно сказать, что грант по своей сути является частным случаем пожертвования и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами ст. 582 ГК РФ.

В некоммерческих организациях размер остатка неиспользованных целевых средств на конец года нормативными документами не регламентируется. Исключения составляют благотворительные некоммерческие организации, в которых при реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности в большинстве случаев является вынужденной мерой. Необходимость в этом возникает при несвоевременном финансировании или его отсутствии, а также в случае несогласия жертвователя с некоторыми из статей расходов в смете, на его взгляд, не соответствующими уставным целям, когда без покрытия этих затрат осуществление деятельности некоммерческой организации или выполнение конкретной программы затруднено. Прибыль, получаемая в результате такой деятельности, часто является единственным источником для покрытия:

  • расходов, образующихся до начала финансирования программы;
  • расходов на создание резервов для поддержания работоспособности организации в периоды недостаточного финансирования;
  • расходов на создание фондов для инвестирования расширения программ, самой организации или проведения мероприятий, приносящих доход;
  • расходов на совершенствование и ремонт основных средств.

Специфика функционирования некоммерческих организаций заключается в том, что их основная (уставная) деятельность может включать лишь те направления, которые соответствуют целям создания организации в статусе некоммерческой. Как уже было отмечено, проблема состоит в отсутствии четких критериев этого соответствия, что порождает субъективную, произвольную его трактовку как самими участниками некоммерческой деятельности, так и контролирующими их организациями. Решением этой проблемы может стать четкое отражение специфики деятельности некоммерческой организации в таких документах, как устав организации, финансовый план, смета, учетная политика.

По мнению известного экономиста В.В. Семенихина, в основу бухгалтерского учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования <2>.

<2> Семенихин В.В. Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. М.: Эксмо, 2005. С. 176.

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций приростными для коммерческих организаций являются затратные счета, а не счет 86 «Целевое финансирование», который считается центральным при учете в некоммерческих организациях, так как на этом счете происходит обобщение информации о движении средств, связанных с осуществлением основной (уставной) деятельности. Поскольку в системе производственного учета счет 86 «Целевое финансирование» используется крайне редко, методика работы с этим счетом не получила должного развития, что затрудняет использования его при учете в некоммерческих организациях.

При осуществлении некоммерческой организацией различных видов деятельности и выполнении ряда целевых программ и проектов счет 86 «Целевое финансирование» представляет собой сложную конструкцию, так как аккумулирует всю информацию о финансовой деятельности некоммерческой организации. Например, для более детального аналитического учета целевых поступлений рекомендуется открывать дополнительные субсчета к счету 86 «Целевое финансирование» по направлениям получения средств. Внутри каждого субсчета следует вести подробный аналитический учет по источникам получения средств.

Таким образом, для учета целевых средств счет 86 «Целевое финансирование» является основным. В этой связи особое значение приобретает разработка методики работы некоммерческих организаций со счетом 86 «Целевое финансирование». Для начала необходимо определить, чему должен равняться кредитовый остаток по этому счету 86 «Целевое финансирование «:

  1. дебетовым остаткам всех счетов по учету внеоборотных и оборотных активов:

Д-т сч. 01, 04, 08, 10, 20, 26, 50, 51, 52, 58, 60, 71, 76 К-т сч. 86;

  1. дебетовым остаткам целевых средств, находящимся на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета»:

Д-т сч. 50, 51, 52 К-т сч. 86.

На сегодняшний день в бухгалтерском учете некоммерческих организаций для формирования остатка по счету 86 «Целевое финансирование» применяется первая бухгалтерская операция, в результате чего искажается информация о фактических поступлениях и расходах, отраженных на данном счете. Это связано с тем, что не определен порядок списания целевых средств.

При использовании второй бухгалтерской операции кредитовый остаток по счету 86 «Целевое финансирование» соответствует фактическому состоянию целевых средств, а аналитический учет дает полную картину реального состояния доходов и расходов по направлениям деятельности в разрезе отдельных программ и проектов. Такой подход наиболее отвечает требованиям надежности и сопоставимости представляемых финансовых данных в отчетности некоммерческих организаций.

Однако при подсчете дебетовых остатков целевых средств, находящихся на счетах 50, 51, 52, следует проявить максимальную точность, поскольку не все средства, поступающие на указанные счета, носят целевой характер. Ведь на эти счета могут поступать членские и вступительные взносы от членов организации, анонимные и личностные благотворительные пожертвования и другие средства, которые невозможно с полной уверенностью охарактеризовать как целевые поступления. Следует помнить, что эти средства предназначены для выполнения конкретных программ, а если программа при поступлении средств не обозначена, то относить их к целевым средствам не рекомендуется.

В Инструкции N 94н сказано, что полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий средства целевого назначения отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Некоторые авторы считают, что данная бухгалтерская запись может быть сделана лишь по факту получения средств целевого финансирования, т.е. не раньше, чем проводка:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» (50 «Касса», 52 «Валютные счета»)

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По мнению автора, это прямо противоречит основному принципу бухгалтерского учета — принципу начисления, предполагающему фиксацию доходов и расходов в момент их возникновения независимо от даты оплаты. Это также приводит к невозможности отражения в бухгалтерском учете операций по списанию расходов за счет целевого финансирования в тех случаях, когда момент непосредственного их получения организацией отстает по времени от документально зафиксированной даты.

В соответствии с Инструкцией N 94н использование средств целевого финансирования должно быть отражено:

Д-т сч. 86 К-т сч. 70, 69, 60, 76 — фактические расходы по смете.

Поэтому при несвоевременном поступлении средств целевого финансирования (при отсутствии кредитового оборота по счету 86) отражение этих средств в бухгалтерском учете в качестве источника покрытия расходов некоммерческих организаций приведет к отрицательному сальдо на счете 86 «Целевое финансирование». В результате может возникнуть ложное представление о реальной ситуации: источника целевого финансирования нет, а его использование осуществляется. На самом деле источник, конечно, есть, запаздывает лишь факт оплаты. Этой ситуации можно избежать, если учитывать источники целевого финансирования не по факту оплаты, а по факту начисления.

Метод начисления основан на принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (табл. 2).

Таблица 2

Положительные и отрицательные моменты метода начисления при использовании в бухгалтерском учете некоммерческих организаций

Факторы метода Факты хозяйственной деятельности
Положительные моменты
при использовании
данного метода
В учете достигается максимальное соответствие
по времени доходов и расходов
Бухгалтерская отчетность, включающая информацию о
начисленных обязательствах некоммерческих
организаций, содержит полезную и достоверную
информацию для пользователей
Информация о возникших обязательствах
некоммерческих организаций расширяет возможность
прогнозирования финансового положения организации
в будущем
Отрицательные моменты
при использовании
данного метода
Метод достаточно сложен и требует квалифицированных
бухгалтерских кадров

На практике бухгалтер некоммерческой организации зачастую отражает наличие целевого финансирования после фактического поступления средств на счета учета денежных средств, в кассу организации или иных активов (кассовый метод).

Всесторонне подобное противостояние кассового исполнения сметы и прогрессивного метода начисления было освещено экономистами В.Д. Новодворским и Г.А. Перфильевым <3>. Анализируя практику бухгалтерского учета некоммерческих организаций США, они пришли к выводу, что традиционно учет в бюджетном секторе основывается на кассовом принципе, согласно которому хозяйственную операцию отражают в учете только тогда, когда произошло фактическое движение денежных средств, но не отражают реального времени, когда организация получила право на финансирование или была обязана уплатить по счетам.

<3> Новодворский В.Д., Перфильев Г.А. Учет в некоммерческих организациях: опыт в США // Бухгалтерский учет. 2003. N 5. С. 41.

Таким образом, кассовый метод учитывает момент получения средств и осуществление выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходами считаются все суммы, действительно полученные организацией в конкретном периоде, а расходами — реально выплаченные суммы.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счетах учета затрат только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Доходы при кассовом методе отражаются в бухгалтерском учете по факту оплаты.

Проведенный автором анализ позволил выявить следующие положительные моменты и недостатки кассового метода при использовании его в некоммерческих организациях (табл. 3).

Таблица 3

Положительные и отрицательные моменты кассового метода при использовании в бухгалтерском учете некоммерческих организаций

Факторы метода Факты хозяйственной деятельности
Положительные моменты
при использовании
данного метода
Прямая выгода налогоплательщика при исчислении
налогов. Некоммерческой организации предоставлены
существенные льготы по налогообложению, поэтому для
ее указанное преимущество кассового метода не
имеет принципиального значения
Отрицательные моменты
при использовании
данного метода
Отсутствие взаимосвязи между оплаченными доходами и
расходами, так как оплаченные в отчетном периоде
расходы не всегда обусловлены получением оплаченных
в этом же периоде доходов
Ограниченность использования кассового метода
Невозможность получения заинтересованными
пользователями бухгалтерской отчетности достоверной
информации об активах и обязательствах
некоммерческой организации

В отличие от метода начислений, согласно которому доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло у организации в данном отчетном периоде вне зависимости от оплаты, кассовый метод учитывает только те активы, которые присвоены организацией в определенной юридической форме (получены в кассу наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и др.).

Подводя итоги анализа использования кассового метода и метода начисления, можно сделать вывод, что кассовый принцип учета не в состоянии представить информацию обо всех экономических ресурсах, находящихся в распоряжении субъекта хозяйственной деятельности. Поэтому назрела необходимость применения в учете некоммерческих организаций полноценного принципа начислений. Наиболее целесообразно применять принцип начисления при заключении договоров на целевое финансирование при наличии вероятности, что перечисление денежных средств может быть задержано организацией-жертвователем (грантодателем) или в договоре установлено требование произвести целевые расходы за счет средств самой организации, а затем организация-жертвователь (грантодатель) лишь компенсирует произведенные расходы. В подобных случаях те бухгалтеры, которые выбрали для учета расходов непосредственно дебет счета 86 «Целевое финансирование», оказываются в затруднительном положении, так как дебетовать счет 86 «Целевое финансирование» без предварительного отражения сумм по кредиту счета некорректно.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что не только теория, но и практика учета диктует необходимость применения принципа начисления в учете некоммерческих организаций. При использовании метода начисления соблюдается принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, достигается соответствие целевых поступлений и расходов, а главное — бухгалтерская отчетность содержит полную и полезную информацию об активах и обязательствах некоммерческих организаций.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *