Орфографические правила

3. 1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе
с тем исключительно важной.
Трудности: усвоение этой темы предполагает наличие достаточно
развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты
языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно
делать выводы и обобщения.
Эта тема важна по следующим причинам.
Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия
лексического значения слов.
Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые
слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и
по тем моделям, которые исторически сложились в системе
словообразования.
Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения
приставок и суффиксов содействует формированию у школьников
точности речи.
Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и
упражнения в словообразовании служат незаменимым средством
развития логического мышления и речи.
Изучение морфемного состава слова важно для формирования
орфографического навыка; только на основе усвоения
теоретических знаний по составу слова и на основе анализа слов и
способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему
именно так, а не иначе пишутся слова.

4.

Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во II
классе. В III классе предусматривается совершенствование знаний о
составе слова в связи с изучением частей речи.
Задачи изучения морфемики:
В процессе целенаправленных упражнении добиться осознанного
усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса,
окончания.
Вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они
должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к
данному слову однокоренные слова с разными приставками и
суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных
слов.
Довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа
нашей орфографии, который определяет правильное написание
абсолютного большинства слов русского языка.
Научить школьников сознательно пользоваться правилами
правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость;
ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся
одинаково независимо от произношения; научить отличать приставку
от предлога.
В процессе словообразовательных и лексических упражнений
добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя
упражнения творческого характера, решать задачи развития связной

речи.

5. 2. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА

-это целенаправленный процесс, который обеспечивает усвоение
комплекса знаний в определенной, научно-обоснованной
последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их
основе практических умений (общеречевых, грамматических,
словообразовательных, орфографических). Система определяет:
Место изучения морфемного состава в общей системе изучения
программного материала по русскому языку.
Последовательность работы над понятиями корня, приставки,
суффикса, окончания.
Взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его
лексического значения.
Связь работы над формированием навыков правописания морфем с
усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.
При построении системы в качестве ведущих выступают следующие
положения:
-все морфемы в слове взаимосвязаны;
-значение каждой морфемы раскрывается в составе слова;
-изучение корня, приставки, суффикса и окончания проводится во
взаимодействии;
-сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;
-в отдельности каждая морфема изучается с семантикословообразовательной и орфографической сторон.

6.

В системе выделяют четыре этапа:
1-й этап – пропедевтические (предварительные подготовительные)
словообразовательные наблюдения (I класс);
2-й этап – знакомство с особенностями однокоренных слов и
сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);
3-й этап – изучение специфики и роли в языке корня, приставок,
суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического
принципа правописания; формирования навыка написания корней и
приставок (II класс);
4-й этап – углубление знаний о морфемном составе слова и
элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III
класс).
Указанная система учитывает лингвистические особенности
изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников
и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность
и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями всех
морфем учащиеся переходят к изучении каждой морфемы в
отдельности, а при изучении частей речи создаются условия для
углубления знаний о составе слова.
Пропедевтика изучения морфемики и словообразования состоит в
подготовке учащихся первого класса к понимаю семантической и
структурной соотносимости на основе наблюдения.
Поиски ответа на вопрос: Почему тот или иной предмет так назван?
– являются наиболее доступной формой подготовки к пониманию
соотносимости однокоренных слов.

7. 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЧАСТЯМИ СЛОВА

Задачи ознакомления с однокоренными словами и морфемами:
-формирование понятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;
-развитие представлений о взаимосвязи между лексически значением слова и
его морфемным составом;
-формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных,
парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и
графически верного написания приставок;
-развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и
суффиксами.
Признаки морфем и приемы их выделения (для усвоения учащимися)

Окончание – изменяемая часть слова. Оно является средством выражения
грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшие школьники
раньше, чем с другими формами слова, знакомятся с формой числа. Поэтому
второклассники для выделения окончания в слове пользуются операцией
изменения слова по числам. Позднее для распознавания окончания в именах
прилагательных используется изменение слов по родам, в 3 классе –
склонение имен существительных и имен прилагательных, спряжение
глаголов.
Корень – общая часть однокоренных слов. Для его вычленения необходимы
операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях
распознавания общей части. При этом важно предлагать учащимся подбирать
слова с приставками и без них.
Приставка – часть слова, стоящая перед корнем. В связи с этим необходим
подбор однокоренных слов с приставками и без них, сравнение этих слов и
вычленение части, которая стоит перед корнем.
Суффикс – часть слова, служащая для образования новых слов. На
начальных этапах выделение суффикса проводится под руководством
учителя. Для самостоятельного анализа слово дается, только если подобная
модель словообразования уже встречалась.

8.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их
существенных признаков:
1) семантической общности (имеет что-то общее по смыслу)
2) структурной общности (наличие общего корня).
Поэтому в процессе обучения следует создать условия для осознания
учащимися этих признаков. Необходимо развивать у школьников
умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их
морфемный состав, выделяя общее. Например: учащиеся сравнивают
слова малина, малинник, малиновый и устанавливают, что их можно
объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова
сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть. Учащимся
необходимо уяснить тот факт, что смысловая общность однокоренных
слов создается общностью корня.
Приемы работы.
Для развития у детей умения распознавать однокоренные слова по двум
их существенным признакам проводится противопоставление
однокоренных слов и синонимов (смелый – смелость, смелость –
храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов,
имеющих корни-омонимы (гора – горный – горняк, гора – гореть).
Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает
ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов.
Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корниомонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой
только на структурную общность.
3. В русском языке в качестве однокоренных выступают слова,
относящиеся к разным частям речи. В связи с этим целесообразно
использовать анализ текстов, содержащих однокоренные слова разных
частей речи, а также проводить подбор однокоренных слов,
отвечающих на вопросы кто? что? какой? что делать? При этом
обязательным является сравнение слов в целях установления их
сходства и различия со стороны смысла и состава.

9.

Пример работы на уроке по ознакомлению с родственными словами (фрагмент
урока).
Учащиеся записывают под диктовку текст:
У Иры папа водитель. Он водит грузовую машину. У Наташи отец водник. Он
плавает на судне по реке.
2. Наблюдение над родственными словами. Выделение двух признаков
родственных слов.
— Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близки:
водитель
водит
— Выделите общую часть
водитель
водит
Формулировка вывода: слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу,
называются родственными.
Первичное закрепление.
-Почему слово водник не является родственным словам водитель и водит?
-Подберите к нему родственные слова:
вода
водичка
водяной
-Выделите общую часть.
Особенности изучения корня. При формировании понятия «корень» младшие
школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде
можно представить в следующей формулировке: «Корень – главная часть
слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне
заключается общий смысл всех однокоренных слов». Главное положение,
определяющее в целом методику работы над корнем, — это показ корня как
основы лексического значения слова и усвоения данного понятия как общей
части родственных слов, в которой заключена общность их семантики.

10.

Понятие «корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между
однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова
сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод,
который затем анализируется с цель выяснить, насколько глубоко поняли его
учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем можно построить
следующим образом (фрагмент урока).
Подбор родственных слов к слову дом:
Дом
Домик
Домовой
2. Выделение общей части в родственных словах:
Дом
Домик
Домовой
-Общая часть родственных слов в грамматике называется корнем, т.е. корень –
это общая часть близких по смыслу слов. Если нужно выделить корень на
письме, то над ним ставят значок ….
3. Первичное закрепление.
-Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?
-Почему нельзя?
-Какими должны быть слова, в которых находим корень?
4. Осознание алгоритма определения корня слова.
-Надо найти корень в слове ученик.
-Что такое корень?
-Подберем близкие по смыслу слова:
Ученик
Учить
Ученье
-Сравним слова и найдем общую часть (корень).
-Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?
5. Формулировка вывода.

11.

Чтобы найти корень, надо:
подобрать родственные слова;
сравнить их;
выделить общую для них часть.
6. Работа над формулировкой, данной в учебнике:
-Прочитайте правило в учебнике.
-Как по-другому названы в учебнике родственные слова?
-Что означает «однокоренные»?
7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.
Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально
отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем органически входят в
содержание уроков, на которых изучаются другие морфемы, и позднее
словообразовательные упражнения включаются в изучение частей речи.
Своеобразие окончания по сравнению с другими морфемами результативнее
усваивается учащимися в процессе выполнения заданий, в которых проявляется
функция каждой морфемы.
Изучение приставок и суффиксов. Существенными признаками приставки,
являются следующие.
Приставки выполняют словообразующую (реже формообразующую) функцию.

Приставки стоят перед корнем.
Приставки образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и
производящее, т.к. присоединяются к уже грамматически оформленному слову (
прыгнуть – выпрыгнуть – перепрыгнуть и т.д.)
В начальных классах учащиеся изучат два первых признака и усваивают следующее
определение: «Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для
образования новых слов».
Основная задача изучения суффикса – познакомить учащихся с ролью суффиксов в
слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать
слова с суффиксами в своей речи. Дети должны усвоить, что с помощью суффикса
можно образовать слово с новым лексическим значением (лес – лесник), а также
придать слову тот или иной смысловой оттенок (лес – лесок). Определение понятий
«приставка» и «суффикс» целесообразно давать одновременно ввиду сходства их
функций (это части слова, с помощью которых образуются от данного слова новые
слова), а также различия в положении (приставка стоит в слове перед корнем, а
суффикс – после корня). Пример ознакомления с приставкой и суффиксом
(фрагмент урока).

13.

Словообразующая роль суффиксов очевиднее, а потому доступнее,
чем словообразующая роль приставок. Достаточно предложить детям
образовать новые слова с помощью суффикса –ник- от слов печь,
огород, лыжи, чтобы учащиеся поняли, что данный суффикс изменяет
значение того слова, от которого образуется новое.
Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята и усвоена
сознательно, необходимо иллюстрировать, когда это возможно,
значение приставок в слове. Например, от слова ходит с приставками
вы-, в-, от-, под-, об-, образовать новые слова и показать значение
приставок при помощи действий и графически:
ВЫВПОДОТОБНадо добиваться, чтобы учащиеся усвоили приставки в сочетании не
только с глаголами, но и с прилагательными и существительными.
Осознанию учащимися роли суффикса способствует также
сопоставление суффикса с приставкой и окончанием. Суффикс
сравнивают с приставкой, чтобы установить, в чем их сходство
(словообразовательная роль) и в чем различие (место в слове).
Суффикс сравнивают с окончанием в целях предотвращения их
отождествления. Сравнение проводится на основе выяснения
словообразовательной роли суффикса и формообразовательной роли
окончания.
Орфография: проводится работа над формированием навыка слитного
и графически правильного написания приставок. Отрабатывается
написание таких приставок,которые пишутся всегда одинаково
независимо от произношения: о-, об-, от-, по-, до-, за-, над-, на-, под-,
в-, во-, пере-. Дети лучше запоминают графический образ приставок,
если проводится их классификация (приставки с буквой о, приставки с
буквой а и т.д.).

14. Морфемный и словообразовательный анализ.

Морфемный анализ – это разбор слова по составу. Его цель –
установить морфемный состав слова, т.е., определить, из каких
значимых частей состоит слово. Для предупреждения
механического членения слов на части необходимо учитывать
смысловые, словообразовательные связи между словами,
имеющими в своем составе одинаковые морфемы,
использовать элементы словообразовательного анализа при
разборе слов по составу (по-рыбацки – рыбацкий – рыба).
Исследователь идет от более сложной структуры ко все более
простой, выясняя, сколько промежуточных ступеней отделяет
данное производное слово от однокоренного
немотивированного. В морфемном анализе, который
проводится начиная со 2 класса, необходимо научить
школьников понимать функциональное значение каждой части,
благодаря чему будет создана предпосылка для обогащения
словаря учащихся, пробуждения интереса к смысловым
элементам слова, понимания лексического значения слова.
Морфемный анализ во 2 классе частичный. В 3 классе
наиболее полный в связи с изучением основы слова и частей
речи. Рекомендации методистов расходятся относительно
последовательности разбора. Мы считаем необходимым
формирование у учащихся учебных действий в разборе слова
по составу. («Расскажи, как ты искал в этом слове корень,
суффикс, окончание и т.п.).

15. План разбора слова по составу (по М. С. Соловейчик)

План разбора слова по составу
(по
М. С. Соловейчик)
Определи лексическое значение слова.
Найди в слове окончание :
а) Измени его так, как это свойственно словам данной части речи;
б) сравни изменения слова;
в) отдели изменяющуюся часть этого окончания. Обведи его
2. Найди корень: а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью
одного слова; б) сравни родственные слова, чтобы найти общий
отрезок. Это и есть корень. Обозначь его дужкой
.
3. Найди приставку: а) отдели часть слова перед корнем; б) образуй другие
слова с этой частью; в) проверь, действительно ли этот отрезок ―
одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку.
Часть слова, стоящая перед корнем. Это и есть приставка
Обозначь ее (их) условным значком
.
4. Найди суффикс : а) выясни есть ли в слове отрезок между корнем и
окончанием; б) подбери слова, имеющие отрезок с тем же
значением и звуковым составом; в) проверь, действительно ли это
один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом.
Отметь условным значком
.
* При изучении частей речи первым пунктом памятки может быть
следующий:
Определю, на какой вопрос отвечает слово, что оно обозначает и какой

частью речи является.

16. Пример разбора слова по составу.

Слово вырубка разберите по составу от имени ученика (по данному плану).
Проверьте себя по образцу.
ПРИМЕЧАНИЕ
Как всегда, прежде чем приступить к разбору слова по составу, учитель с помощью
детей выясняет лексическое значение слова. Причем педагог умышленно дает
толкование слову таким образом, чтобы легче было выяснить общую
мотивацию ͡однокоренных слов: вырубка ― это место в лесу, где рубят лес.
Найду в слове окончание: изменю его так, как могут изменяться слова этой части
речи. Вырубка ― что? ― имя существительное. Изменяю по числу ― вырубки, по
падежу ― вырубкой. Сравниваю: меняется е на и и на ой. Значит -е ― это
окончание. Обвожу его рамочкой.
Ищу корень. Слово вырубка можно объяснить словом рубить. Тем же словом
объясняются слова перерубить, срубить, рубленый, зарубка и т.д. Все эти слова
по значению связаны со словом рубить, все имеют одинаковую часть -руб-. Это
корень. Обозначаю дужкой.
Ищу приставку. Перед корнем часть вы-, значит, в этом слове есть приставка или
приставки. Проверяю: слова «ырубка» нет, значит, вы- ― это одна приставка. Без
этой приставки остается слово рубка. Подбираю другие слова с приставкой вы-:
выписать, выгрузка, вырезать, вынести, выдумка и др. (Учитель может
добавить, что это приставка, которая обозначает направление действия куда-то
наружу.) Отмечаю приставку значком ¬.
Ищу суффикс. Между корнем и окончанием есть в слове часть -к-. Это суффикс.
Слово вырубка обозначает действие, хотя и отвечает на вопрос что? Ищу другие
слова, обозначающие действие, с той же частью: выгрузка, выдумка, выноска и
др. Суффикс -к- встречается в словах, отвечающих на вопрос что? И
обозначающих действие. Отмечаю суффикс его значком.
Слово (на) вырубке состоит из четырех частей: окончания -е-. корня -руб-,
приставки вы- и суффикса -к-. Можно проверить: (на вырубке ).

18. Связь состава слова и частей речи.

Цель морфологического анализа слова в 3 классе – углубление
знаний о словообразовательной и формообразовательной роли
морфем, подготовка учащихся к пониманию особенностей
образования имен существительных, прилагательных,
глаголов. Каждой части речи в русском языке свойственны
определенные словообразовательные особенности и
существует взаимосвязь между морфемным составом
слова и его принадлежностью к той или иной части речи
(например, образование одной части речи от другой или от той
же части речи происходит при помощи приставки или
суффикса)
Главная трудность для школьников – правильно
определить производящее слово. Для этого необходимо:
-установить от какого слова образовалось данное;
-во-вторых, при помощи каких морфем.
При этом обязательным является морфемный анализ,
распознавание, какой частью речи являются производящее и
производные слова, фиксируется внимание детей на том:
-от какой части речи образовано слово;
-при помощи какой морфемы;
-какой смысл имеет образованное слово;
-какой частью речи оно является.

Билет 27. Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах

  • •3.Изучение основных теоретических понятий в подготовительный период обучения грамоте.
  • •4.Дидактические условия организации самостоятельной работы учащихся.
  • •5. Обучение младших школьников решению задач разными методами.
  • •6. Роль и место внеклассного чтения в подготовке школьника-читателя (система н.Н. Светловской)
  • •7. Творческая деятельность младших школьников в учебном процессе.
  • •1 Группа — «Познание».
  • •2 Группа — «Создание».
  • •3 Группа — «Преобразование».
  • •Сумма не меняется, если какую-нибудь группу рядом стоящих слагаемых заменить их суммой. Свойства вычитания
  • •Свойства умножения
  • •Свойства деления
  • •3. На нуль делить нельзя!
  • •10.Мотивация учебно-познавательной деятельности младших школьников.
  • •11. Введение новых понятий и соответствующих действий на примере изучения тем «Умножение» и «Деление».
  • •I. Теоретико – множественный подход.
  • •II.Величинный подход (Давыдов-Эльконин и Петерсон).
  • •IV. Через понятие части – целое (через понятие кол-во частей)
  • •I. Теоретико – множественный подход.
  • •II.Величинный подход.
  • •13. Дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем готовности к школе.
  • •1. Десяток
  • •15. Основной период обучения грамоте. Структура урока изучения нового в основной период обучения грамоте.
  • •16. Контроль и оценка в учебном процессе начальной школы.
  • •17. Формирование навыков устных вычислений (на примере навыков внетабличного сложения, вычитания и умножения).
  • •21.Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками (работы о.И. Никифоровой, л.Н. Рожиной).
  • •22. Проблемное обучение в учебном процессе начальной школы
  • •23. Формирование навыков арифметических операций над многозначными числами.
  • •24. Изучение правил русской графики в начальной школе
  • •25.Психолого-педагогические условия обучения одаренных детей.
  • •Билет 27. Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
  • •28. Гуманизация образовательного процесса в начальной школе.
  • •29. Форма и пространство. Формирование представлении о геометрических телах.
  • •30. Проблема обращения к личности писателя на уроках литературного чтения. Реализация монографического подхода
  • •32. Формирование вычислительных навыков («Табличное сложение и вычитание». «Умножение и деление с остатком»).
  • •Табличное сложение и вычитание натуральных чисел
  • •Правила пользования таблицей
  • •34. Профессионально-педагогическая культура учителя начальных классов.
  • •36. Методика изучения синтаксических единиц в начальной школе.
  • •40. Сущность и особенности образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения в начальной школе.
  • •41. Методика обучения умению решать задачи разными способами.
  • •43. Содержание образования в начальной школе. Государственный образовательный стандарт.
  • •44. Содержание темы “Уравнения. Решение уравнений”. Решение текстовых (прикладных) задач с помощью уравнений
  • •45. Научно-методические основы построения букварей (азбук). Реализация вариативности в построении букварей (азбук).
  • •48.Методика обучения младших школьников написанию изложения.
  • •49. Методы обучения. Классификации методов обучения.
  • •Работа над задачей с лишними данными.
  • •Использование уравнений при решении задач.
  • •Работа по классификации задач.
  • •Работа над задачей с неопределенным условием.
  • •51. Методика работы над проверяемыми орфограммами в начальной школе
  • •52. Сущность и соотношение понятий «закономерность», «принцип», «правило».
  • •53. Обучение учащихся математическому языку на примере изучения математических выражений
  • •54. Лексическая работа в начальных классах
  • •55. Структура и особенности процесса обучения в начальной школе
  • •56. Организация обучения при расширении понятия числа в начальной школе. Изучение множества натуральных чисел и дробей.
  • •57. Современные модели организации обучения первоначальному письму.
  • •59.Формирование представлений об отношениях для точек «лежать между».
  • •III. Аксиомы конгруэнтности
  • •IV. Аксиомы непрерывности
  • •V. Аксиома параллельности
  • •1. Через две различные «точки» проходит «прямая»
  • •2. На «прямой» имеется не менее двух «точек»
  • •3. Из трёх «точек», лежащих на одной «прямой», одна и только одна расположена между двумя другими.
  • •II. Аксиомы порядка
  • •60. Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами в начальной школе
  • •61. Индивидуализация и дифференциации в учебно-воспитательном процессе начальной школы
  • •62. Внетабличное умножение и деление. Формирование навыков внетабличного умножения и деления.
  • •63. Система изучения имени существительного в начальных классах.
  • •1. Длина
  • •2. Ёмкость.
  • •3. Площадь.
  • •Пояснительная записка
  • •Общая характеристика курса
  • •Место курса в учебном плане.
  • •Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  • •Результаты изучения курса
  • •Обучающийся получит возможность для формирования:
  • •Личностные универсальные учебные действия
  • •Регулятивные универсальные учебные действия
  • •Познавательные универсальные учебные действия
  • •Чтение и начальное литературное образование 2 класс» Пояснительная записка
  • •2. Техника чтения
  • •2 Й класс
  • •3. Формирование приемов понимания прочитанного
  • •2 Й класс
  • •4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
  • •5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
  • •6. Развитие устной и письменной речи
  • •67. Сущность и особенности форм обучения в начальной школе
  • •68. Методика изучения массы и веса в начальной школе
  • •69. Система изучения морфемного состава слова: пропедевтические наблюдения, знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова, изучение приставки, суффикса, окончания.
  • •70. Интегрированное обучение в начальной школе
  • •71. Содержание и организация геометрического образования младших школьников.
  • •72.Интеграция учебных дисциплин в начальных классах (на примере обучения написанию сочинений).
  • •73. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-познавательном процессе начальной школы. Понятие здоровьесберегающих технологий.
  • •74.Обучение учащихся умению решать задачи с помощью арифметических действий (арифметическим методом).
  • •75. Методика обучения каллиграфии младших школьников.
  • •76. Система развиваю обучения в начальной школе ( д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов, л. В. Занков.)
  • •77. Идеи развивающего обучения л.В. Занкова. Системы обучения математике на основе этих идей, их достоинства и недостатки.
  • •79. Личностно — ориентированные технологии образовательного процесса.
  • •80. Использование информационных технологий для проведения текущей, промежуточной аттестации в начальной школе.
  • •81. Система изучения глаголов: задачи и содержание изучения глаголов.
  • •82. Особенности реализации принципов обучения в начальной школе.
  • •86. Методика изучения геометрических тел в начальной школе.
  • •87.Организация работы с крупнобъемным произведением в начальной школе.
  • •В соответствии с уровневой организацией произведения м. П. Воюшина выделяет 5 необходимых для полноценного чтения умений:
  • •88. Ученический коллектив как объект и субъект в образовательном процессе начальной школы.
  • •1.2.Общая характеристика методики изучения геометрических величин младшими школьниками.
  • •1.4.Методические особенности изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе.
  • •1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса
  • •Билет 92. Тема 9: методика изучения основных величин в начальных классах
  • •96.Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.
  • •97. Особенности изложения темы «Деление с остатком» в курсе математики начальной школы.
  • •100.Методика изложения темы «Величины» в курсе математики начальной школы на примере измерения времени
  • •102. Основные дидактические концепции и системы в зарубежной педагогике и психологии ( Обобщенные характеристики)
  • •103. Методика организации и проведения устного счета на уроках математики в начальной школе (на примере первого класса).
  • •104. Методика изучения частей речи в начальных классах: особенности ознакомления младших школьников с личными местоимениями. Задачи изучения личных местоимений.
  • •105. Становление и развития современной отечественной дидактической системы.
  • •106. Методика изучения двузначных чисел и операций с ними в курсе математики начальной школы.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ

1. Правописание гласных в корне:

1.1 Безударные гласные в корне проверяйте под ударе­нием (развиваться — развитие, развеваться — развеять);

1.2. Непроверяемые безударные гласные смотрите по словарю (коридор, аромат, вокзал):

1.3. Чередующиеся гласныеА- О:

ГАР-, ГОР- (нагар, нагореть, под ударением — А, без ударения — О), искл.: изгарь, пригарь, выгарки.

ЗАР-, ЗОР- (зори — заря, под ударением — О, без ударения — А), искл.: зорянка, зарево, зоревать, зоревой;

КАС-, КОС-, ЛАГ-, ЛОЖ — (касательная, кос­нуться, предлагать, предложить) — за корнем А — пиши А;

ПЛАВ-, ПЛОВ- (в словах пловец, пловчиха — пи­шите О, в остальных А), искл.: плывун;

PACT-, РОС- (перед СТ и Щ пишите А: вырасти, выращенный, в остальных случаях О: вырос, водо­росль), искл.: отрасль, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав и производные от них;

СКАК-, СКОЧ- (перед К — А, перед Ч — О, ска­кать, заскочить), искл.: скачок, скачу;

МАК-, МОК-(А — в значении «погружать в жид­кость» — обмакнуть перо в чернила, О — в значении «пропускать жидкость» — промокательная бумага);

РАВН-, РОВН- (А — в значении «равный» — рав­нозначный, О — в значении «ровный» — сровнять), искл.: равнина;

1.4. Чередование И — Е (пишите в корне И, если за корнем стоит суффикс А — вычитать, блистать, в ос­тальных случаях пишите Е — блестеть, вычесть), искл.: сочетание, сочетать.

2. Правописание согласных:

— неясные согласные нужно проверить родствен­ным словом с гласным звуком или согласными Л, М, Н, Р (косьба — косить, вперемешку — перемешать и т.д.);

— непроверяемые согласные проверяйте по слова­рю (бутсы, варежка и др.);

— непроизносимые согласные в сочетаниях СТН, СТЛ, ЛНЦ, РДЦ, СТБ проверяются однокоренными сло­вами (радостный — радостен, поздно — опаздывать);

— двойные согласные пишутся в сложносокращен­ных словах (главврач), в иноязычных словах (терраса, баррикада), в производных с удвоенной согласной (про­грамма — программный).

3. Правописание приставок:

— приставки НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, НА-, ЗА-, ОБ-, ОТ-, ДО-, ПО-, ВЫ-, О-, В-, С-, У- — пишут­ся всегда одинаково;

— приставки на 3- (ИЗ-, НИЗ-, РОЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-, ЧРЕЗ-, ВЗ-) перед звонкими согласными и гласными пишутся с буквой 3, перед глухими — С (раздать, без­аварийный, бессердечный, ниспадать);

— приставка С пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными (спилить — сбить). В сло­вах здание, здоровье 3 входит в состав корня;

— приставка РОЗ- (РОС-) пишется под ударением, без ударения РАЗ- (РАС-) (розыск, разыскивать); за­помните: расчет, расчетный, расчетливый, но рассчи­тывать, рассчитаться, рассориться;

— после иноязычных приставок (КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-), а также после приставок МЕЖ-, СВЕРХ- со­храняется начальное И (изысканный — сверхизыскан­ный, игра — контригра);

— после русских приставок на согласную вместо И пишется Ы в соответствии с произношением (играть — разыграть, идейный — безыдейный);

— приставка ПРА — обозначает давность и пишет­ся с некоторыми словами (прародина, прабабушка, пра-язык), в остальных случаях пишется приставка ПРО-(проколоть, проехать, продумать и т.д.);

— приставка ПРЕ- обозначает: а) высшую степень качества (= очень): предобрый, преуспеть; б) значение «через» (= пере): прервать, преступник;

— приставка ПРИ- указывает: а) на близость к чему-то (приморский); б) на приближение, прибавление к чему-то (придвинуть, пристроить); в) на неполноту дей­ствия (приоткрыть); г) на конечный результат (приду­мать); д) на совершение действия в чьих-либо интере­сах (припрятать).

4. Правописание Ъ и Ь:

— разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

а) после приставки на согласную (подъем);

б) в сложных словах, первую часть которых обра­зуют числительные двух-, трех-, четырех- (двухъярус­ный);

в) в иноязычных словах с приставкой на согласную (адъютант, инъекция, субъект);

— разделительный Ь пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И в корнях, суффиксах, окончаниях (шьет, обезьяна, ручьи);

— буква Ь употребляется для обозначения мягко­сти согласного (мальчик, просьба), сочетания НЧ, НЩ, ЧН пишутся без Ь.

5. Правописание О и Е после шипящих и Ц:

— О пишется под ударением в окончаниях имен существительных и прилагательных (ножом, чужого), в суффиксах -ОК, -ОНК, -ОНОК, -ОВ (пастушок, вол­чонок, речонка, грошовый), на конце наречий (свежо);

— Е (Ё) пишется под ударением в суффиксах -ЕВЫ, { -ВА, -ЕВК, -ЕР, -ЕНН, -ЕН (разжевывать, корчевка, стажер, орошенный, копченый), в личных окончаниях глаголов (печет);

— в корнях слов под ударением пишется Ё, если в родственных случаях Ё чередуется с Е (шёпот — шеп­тать, чёрный — чернеть), в остальных случаях — О (шорох, шоссе). Следует различать: ожог, поджог, изжога — существительные, ожёг, поджёг, изжёг — глаголы;

— после Ц в суффиксах и окончаниях под ударени­ем пишется О, без ударения -Е (концом — танцем).

История

Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 году, получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению:12—15. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 годах.

Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считал морфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев, А. И. Томсон, М. Н. Петерсон, Д. Н. Ушаков:17—30.

В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. И. Соболевский, занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года:262—263. До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять, фита, ижица, и десятеричное, ъ в окончаниях слов.

В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё. В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией, где «подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в Правилах 1956 года, но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учётом современной практики письма».

Важнейшие правила

Правописание гласных в корне слов

Безударные гласные, которые можно проверить ударением

столы — сто́л
молодой — мо́лодость, моло́денький

Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)

корова, король, облако, болото

И — ы после ц

в корнях ци — и

Цирк, циркуль, цитата, цинга, цифра … и в других заимствованных словах

Слова-исключения: цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «цыц».

в суффиксах и окончаниях — цы — ы

лисицын, курицын; улицы

Гласные после шипящих

1) жи, ши — и
ча, ща — а
чу, щу — у

Жизнь, чаща, чудо …

2) После шипящих — ё, если есть чередование с е:

Чёрный (чернь), жёлтый (желтеть), шёлк (шелкопряд), чёрточка (черта)…

Слова-исключения (нет чередования с е): шов, шорох (не шероховатый), капюшон, крюшон, крыжовник, шоссе, шоколад, жокей, обжора, прожорлив, жонглёр, чопорный, трещотка, трущоба, шорты, шорник, шомпол, шовинизм, шок, шора, чащоба, чокнутый, чокаться, чох, чохом, жом, жор, жох, вечор, мажор, мажорный.

В местоимениях, являющимися формой что (и производных наречий), пишется ё: о чём, чё, нипочём.

Чередующиеся е — и, о — а в корне слова

1) бер — бира́-
тер — тира́-
дер — дира́-
пер — пира́-
мер — мира́-
стел — стила́-
блест — блиста́-
жег — жига́-

дерёт — сдира́ет
стелить — застила́ет
умер — умира́ть
блестит — блиста́ет
вытереть — вытира́ть

Слова-исключения: сочета́ние, сочета́ющийся, словосочета́ние

2) кос — каса́-
лож — лага́-

коснуться — каса́ться
изложение — излага́ть

Слово-исключение: полог

3) рос — о
раст — ращ — а

вырос, вырасти, выращенный

Слова-исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль

4) мок — мак

вымокнуть под дождём
макать в жидкость

5) ровн — равн

ровный (гладкий) — равный (одинаковый)
выровнять — уравнение

Слово-исключение: равнина

6) гор — га́р

зага́р, горит

Слово-исключение: выгарки и изгарь

7) зор — зар

На месте безударного гласного пишется а

заря,

под ударением — а и о

зарево, зори (мн. ч.), зорька, зоренька, зорюшка

Правописание согласных в корне слов

Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й

1. Столб — столбы

жёлудь — жёлуди

2. Глазки — глазницы

сказка — сказочка

3. Здравствуй — здравие

местность — место

Непроверяемые согласные (словарные слова)

Ё и О после шипящих

В корне:

  1. Всегда ё: (сущ.) жёлудь, пчёлы, чёлка, чётки, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.
  2. Слова-исключения (в том числе однокоренные): (сущ.) жом, жор, капюшон, крюшон, крыжовник, мажор, мачо, обжора, ожог, трещотка, трущоба, чащоба, чох, шов, шовинизм, шок, шомпол, шорник, шорох, шорты; (прил.) чопорный; (межд.) чок (в том числе глаг. чокаться, прил. чокнутый).

В суффиксе:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) волчо́к, галчо́нок, зайчо́нок, звоночек, кружо́к, медвежо́нок, мышо́нок; (прил.) бежевый, ежо́вый, парчо́вый, холщо́вый; (нареч.) горячо́, пахуче, свежо́, хорошо́.
  2. Однако: (глаг.) размежёвывать; (прич.) заворожённый, обожжённый; (нареч.) ещё.

В окончании:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) врачо́м, дачей, ножо́м, свечо́й, сторожем; (прил.) большо́го и хорошего.
  2. Однако: (глаг.) жжёт, печёт, стережёт.

Литература

  • Арутюнова Е. В. Реформы русской орфографии и пунктуации в советское время и постсоветский период: лингвистические и социальные аспекты / диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01. — М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ), 2015. — 296 с.
  • Букчина Б. З. «Правила русской орфографии и пунктуации» (1956 г.) и орфографическая практика // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. — 1974. — Т. 33, вып. 1. — С. 44–52.
  • Григорьева Т. М. Три века русской орфографии (XVIII — XX вв.). — М.: Элпис, 2004. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-902872-03-0.
  • Еськова Н. А. Коснёмся истории // Орфография и русский язык. М., 1966
  • Иванова В. Ф., Тимофеева Г. Г. Октябрь и реформа русского правописания // Русская речь. 1988. № 5
  • Лингвистические основы кодификации русской орфографии: теория и практика. М., 2009
  • Моисеев А. И. Тысячелетие русского письма // Русский язык за рубежом. 1988. № 6
  • Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии. (XVIII-XX вв.) / Акад. наук СССР. Ин-т рус. яз.; авт.: Б. З. Букчина, Н. А. Еськова, Л. П. Калакуцкая и др.; Отв. ред. акад. В. В. Виноградов. — М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1965. — 500 с.
  • Ожегов С. И. Упорядочение русской орфографии // Вестник АН СССР. 1957. № 1
  • Панов М. В. И всё-таки она хорошая! : Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / Институт русского языка АН СССР.. — М.: Наука, 1964. — 168 с. — (Научно-популярная серия). — 35 000 экз. (обл.)
  • Правила русской орфографии и пунктуации : утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР, Минпросвещения РСФСР / Л. В. Щерба и др. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. — 176 с. На сайте НПБ им. К. Д. Ушинского размещена оцифрованная версия второго издания этой книги, вышедшего в 1957 году.
  • Реформы азбуки и правописания // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  • Русское правописание сегодня: о «Правилах русской орфографии и пунктуации». М., 2006;
  • Чернышёв В. И. Фортунатов Ф. Ф. и Шахматов А. А. — реформаторы русского правописания (по материалам архива Академии наук СССР и личным воспоминаниям) // Академик А. А. Шахматов. М.; Л., 1947
  • Шапиро А. Б. Упорядоченное русское правописание: К выходу «Правил русской орфографии и пунктуации». М., 1956
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Методика работы над составом слова

  • Ковалева Екатерина Михайловна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Методика работы над составом слова.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.
Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно о осознанно выводы и обобщения.
Важна тема » Состав слова» потому, что упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения по словообразованию служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся; изучение теоретического материала по составу слова обогащает ученика определенными знаниями о языке, что имеет большое образовательное значение; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе приобретения умений и навыков в анализе слов и словообразовании учащиеся начинают постепенно осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова, то есть начинают познавать закономерности в правописании. Следовательно, изучение состава слова служит цели сознательного усвоения орфографии, что ведет к прочной грамотности в письме, так как большинство правил правописания связано с морфологическим составом слова.
Вводить определение понятия » корень» нужно с установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализируется с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Так же можно провести беседу о корне слова:

«Все на свете из чего – нибудь состоит: облака – из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений. А предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». Самый главный из них – корень.
Что же обозначает слово корень? Его употребляют, когда говорят о чем – то важном, главном » Смотри в корень!», то есть » Выдели самое главное».
Что надо сделать, чтобы найти в слове корень:

1. подобрать однокоренные слова;
2. сравнить их;
3. выделить общую для них часть.

Для успешного усвоения учащимися понятия » корень» необходимо научить их устанавливать смысловые связи между однокоренными словами.
При ознакомлении учащихся с определением понятия » окончание» надо раскрыть как формальный его признак ( изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль ( служит для связи слова с другими словами). Сделать это можно так:

1. Комментируемая запись текста:

Книга.
Книга – твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного, с книгой дружи, не пачкай, не рви.

2. Подчеркнуть в тексте слово, которое встречается чаще других ( т.е подчеркнуть все формы слова книга).
3. На основе наблюдения делается вывод о том, что слово книга в предложении изменяется ( формы слова образуются изменением слова).
4. Учащиеся находят изменяемую часть во всех формах слова книга:
Книга, книге, книгой, книгу.
5. Учитель сообщает, что изменяемая часть слова называется окончанием.

Подводится итог. Формулируется определение » окончание», подтверждается чтением правила из учебника.

Таким образом, при ознакомлении учащихся с определением понятия » окончание» надо раскрыть как формальный признак, так и синтаксическую роль.

Определение понятий » приставка» и » суффикс» целесообразно давать одновременно, так как это части слова с помощью которых образуются от данных слов новые слова. В этом их смысловая роль и сходство. Различие их в том, что приставка стоит перед корнем, а суффикс – после корня. Наличие такого сходства и различия говорит не только о возможности, но и о целесообразности рассматривать их одновременно и в сравнении.

Ознакомление с определениями этих понятий можно провести следующим образом:

1. Записывается предложение.
Заморозки – это легкие утренние морозы весной или осенью.
2. Выписывают однокоренные слова: причем окончание учащиеся находят устно и при записи слов отделяют от остальной части слова рамочкой.
заморозки
морозы
3. Выделяется корень. Смысловая связь однокоренных слов установлена в самом предложении.
4. Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в одном из них ( морозы) только корень и окончание, а в другом ( заморозки) кроме корня и окончания есть еще части слова: одна ( за -) стоит перед корнем, другая ( — к -) после корня.
Учитель сообщает, что часть слова, которая перед корнем, называется приставкой, часть слова, стоящая после корня, перед окончанием, называется суффиксом.
5. Сравнивать слова морозы и заморозки, чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы ( они образуют новые по смыслу слова).
Чтобы словообразующая роль приставок была усвоена сознательно, необходимо в процессе упражнений, там, где это возможно, проиллюстрировать значение их в слове. Например:

Ученик выходит из класса.
Ученик подходит к классу.
Ученик отходит от стола.
Ученик обходит стол.

Словообразующую роль суффиксов очевиднее, а потому доступнее, чем роль приставок. Достаточно образовать слова с помощью суффикса – ник- , от слов » печь, огород, сад, сапог», чтобы учащиеся поняли, что суффикс совершенно изменяет значение исходного сова и образует новые слова.

Такая методика ознакомления учащихся с основными теоретическими сведениями по теме » Состав слова», даст им возможность как можно лучше разобраться и усвоить материал.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *