Парные согласные слова

Парные согласные на конце слова (обобщение знаний)

  • Шарифгалиева Роза Рафкатовна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Урок – путешествие.

Цели урока:

1.Обобщить знания учащихся о парных согласных.

2. Формировать умение правильно писать парные согласные на конце слова и подбирать к ним проверочные слова.

3. Проверить умение учащихся правильно писать слова с данной орфограммой.

Учебные материалы: сигнализаторы согласных букв, рисунки дерева, Незнайки, цветов, листочки с предложениями.

План урока

1. Организационный момент. Прослушивание песни “Чунга-Чанга” создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся, плавно переводит к теме урока и следующему этапу урока.

2. Минутка чистописания. Ответ на вопрос “Какие буквы спрятались в этом рисунке?”

позволяет повторить парные согласные в интересной игровой форме, развивает внимательность учащихся. Использование индивидуальных заданий по карточкам во время чистописания позволяет осуществить индивидуальный дифференцированный подход к проверке знаний учащихся.

3. Словарная работа построена таким образом, что позволяет проверить кругозор учащихся, когда называются известные им плавательные средства. Также дети знакомятся с этимологией изучаемого слова корабль

4. “Взбираемся на гору” — фронтальная работа с использованием сигнализаторов. Устно проговариваются проверочные слова, что позволяет проверить умение учащихся подбирать проверочные слова. Запись по памяти слов после их объяснения развивает зрительную память учащихся.

5. “Дерево”. Чтобы украсить дерево листьями, детям предлагается выписать из каждого предложения (записаны на листьях) слово, содержащее парную согласную на конце. Упражнение развивает слуховое восприятие учащихся, умение правильно писать слова с данной орфограммой, самостоятельно проверять их на письме. Форма проведения этого упражнения интересна и красочна.

6. Физминутка. Включены упражнения для пальцев рук. Позволяет снизить напряжение, отдохнуть.

7. “Животные”. Выполняется самостоятельная работа на листочках, где стрелкой надо соединить начало высказывания с его концом. Полученные предложения зачитываются вслух и объясняются их значения. Например: Изворотлив, как ….уж.

Задание знакомит учащихся с фразеологизмами на основе ассоциативного мышления. Вопрос о других орфограммах в словах задания направлено на развитие орфографической зоркости.

8. Игра “Ромашка”. Детям раздаются цветочки с 4-5 лепестками. В центре указана одна из парных согласных. На лепестках надо записать по одному слову с парной согласной на конце, указанной в центре цветка. Проводиться в виде групповой формы работы (по 4 человека), что позволяет разгрузить эмоциональную обстановку на уроке, развивает умение работать в группе, развивает память учащихся.

9. “Письмо от Незнайки”. Дети “получают” письмо от сказочного персонажа, отгадывают, кто это мог быть, а потом самостоятельно записывают текст в тетрадях, исправив все ошибки. Данное задание развивает орфографическую зоркость, самостоятельность.

10. Подведение итога. Фронтальная беседа с классом позволяет повторить основные понятия темы урока.

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит куплет и припев песни “Чунга-Чанга”.

Сегодня мы совершим с вами путешествие на остров, который называется Грамматика.

— Как понимаете это слово?

— Назовите однокоренные слова к слову “грамматика”

грамотный, грамотей, громадный, грамм, грамота.

Зачитать сведения про данное слово из толкового словаря для школьников:

Грамматика – раздел языкознания, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис.

Т.о. грамматика – наука о тайнах, правилах русского языка.

— Какой язык мы с вами изучаем?

— Значит, будем говорить о правилах русского языка. Но правил очень много, и мы остановимся на одном. Каком – поможет нам узнать минутка чистописания.

2.Минутка чистописания.

На острове, куда мы собираемся отправиться, находятся вот такие необычные дома. Какие буквы спрятались в этом рисунке?

П К Т С Ш Д Ф

-Какая из них лишняя? Почему?

-Сколько парных согласных в русском языке?

-Сколько пар они образуют?

-Добавим недостающие согласные и запишем на верхней строке звонкие согласные, а на нижней строке глухие согласные по схеме — заглавная в соединении со строчной буквой.

-Назовите звонкие согласные звуки. (Б В Г Д Ж З)

— Назовите глухие согласные звуки. (П Ф К Т Ш С)

-Назовите их парами. (Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, Ж-Ш, З-С)

— Почему они называются парными?

В какой части слова должны стоять парные согласные, когда они вызывают сомнение?

-Чем опасны парные согласные на конце слова?

Индивидуальные задания.

Несколько учащихся работают по карточкам с разным уровнем сложности.

(См. Приложение)

1 уровень.

Вставь пропущенную букву, запиши проверочное слово.

Ланды…, вра…, шар…, матро…, эта…, тру…, малы…, кро…ь, стол…, парово…, язы…, огоро…, сапо…, утю…, гря…ь.

2 уровень.

Отгадай загадки, запиши слова-отгадки и проверочное слово к ним.

  1. Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кот)
  2. Шуба бела всю зиму одела. (снег)
  3. В иголках бугорок мышку уволок. (ёж)
  4. Тучка по небу гуляла, тучка бусы растеряла.
  5. Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки. (град)

  6. Землю пробуравил, корешок оставил.
  7. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (гриб)

  8. Бьют мальчишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (гвоздь)

3 уровень.

Составь цепочку из десяти слов с парными согласными на конце.

Например: Мороз – зуб – багаж – жук – кот – труд – друг –город – дед –долг.

У доски работают два ученика.

1 ученик выполняет фонетический разбор слова ОСТРОВ.

2 ученик записывает словарные слова.

3. Словарная работа.

В путешествие к берегам острова Грамматика мы отправимся на одном из плавательных средств.

— Какие плавательные средства вы можете назвать? (По мере называния слова выписываются на доску)

КОРАБЛЬ, ЛОДКА, ПЛОТ, КАТЕР, КРУГ…

— Выберем существительное мужского рода, двусложное, с ударением на втором слоге. (КОРАБЛЬ)

-Это слово словарное, запишем его в словарь, но сначала определим, что надо будет запомнить в этом слове.

Даётся этимологическая справка.

Корабль – древнерусское слово, пришло к нам из греческого языка, в котором корабион было сначала названием морского рака, краба, а потом перешло на некоторые виды судов.

Найдите слова с парной согласной в слове. Эти плавательные средства пригодятся нам в плавании, мы их захватим с собой.

Называются слова лодка, плот, круг.

4 . Работа над темой урока.

А) На острове есть гора. Чтобы подняться по её уступам, надо показать какую букву запишете в словах. (Показ с использованием сигнализаторов)

У… (уж)

Ле… (лес)

Пля… (пляж)

Бере… (берег)

Остро… (остров)

Конвер… (конверт)

Фотогра…. (Фотограф

— А теперь запишите данные слова по памяти – “Фотоглаз”.

— Поменяйтесь тетрадями, и проверьте правильность написания (взаимопроверка в парах)

Б) С вершины горы мы увидели, что растёт на острове дерево.

— Чего не хватает на дереве? (листьев)

— Чтобы нарядить его листочками, выполним выборочный диктант, выпишем только слова, которые имеют парные согласные на конце. (Один ученик записывает слова на оценку у доски.)

На листочках записаны предложения, из которых выписывается нужное слово. После чтения листочек помещается на дерево.

— Уж тает снег, бегут ручьи.
— У лукоморья дуб зелёный.
— Кубарем качусь я под гору в сугроб.
— Мой сад с каждым днём увядает.
— В воде растёт камыш.
— В гнезде сидел чиж.
— Весной цветёт душистый ландыш.
— К кормушке подлетел дрозд.

При проверке отвечающий ученик к некоторым словам подбирает устно проверочные слова и рассказывает правило.

— А теперь с одним из записанных слов составим предложение по схемам. Используйте схему, по которой можете составить.

С – П С – П
какой? где? какой?

Например: На горе рос старый дуб.

Предложение записывается под диктовку, выделяется грамматическая основа, находятся словосочетания, составляется схема предложения, указываются части речи.

— Что такое предложение?

-Что такое словосочетание?

Физминутка (пальцы сжимаются и разжимаются со словами)

Мы писали, мы писали, наши пальчики устал

1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять.

(Каждый палец массажируется по отдельности)

Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,

Этот палец для того, чтобы показывать его,

Этот палец самый длинный и стоит он в середине,

Этот палец безымянный, избалованный он самый.

А мизинец хоть и мал, очень ловок и удал.

В)- На нашем острове обитают различные животные. Часто животные становятся похожими на людей, а могут люди своими поступками быть похожими на зверей? Выполним самостоятельную работу на листочках, где стрелкой соедините начало высказывания с его концом. Полученные предложения зачитаем вслух и объясним их значение.

Изворотлив, как медве…ь
Колючий, как ле…
Работает, как у…
Храбрый, как ё….
Длинный, как лоша…ь
Неуклюжий, как жира…

— Какие ещё орфограммы встречаются в названиях животных?

Этот листочек возьмете домой, спишете предложения и выполните фонетический разбор одного из слов.

Г)- Проведём игру “Ромашка” в группах по 4 человека.

Детям раздаются цветочки с 4-5 лепестками. В центре указана одна из парных согласных. На лепестках надо записать по одному слову с парной согласной на конце, указанной в центре цветка. (см. рис.) Например: Б – сугроб, гриб, зуб, столб…

Представитель группы выходит к доске и зачитывает записанные слова. Если записаны не все слова, то класс помогает это сделать. Подготовленными цветами украшается “остров”.

Д)- Недавно остров посетили сказочные персонажи и от одного из них мы получили вот такое письмо.

Утром сильный был марос.
Очень сильно я замёрс.
Сел в сугроп я под дуп
От меня шёл пара клуп.

— Кто мог допустить столько ошибок? (Незнайка)

Исправим ошибки и запишем текст правильно в тетрадь. (Выполняют самостоятельно)

5.Подведение итога.

Нам пора возвращаться.

— Куда мы с вами совершили путешествие?

— Что такое грамматика?

— С каким правилом мы работали сегодня на уроке?

— Назовите парные согласные. Когда они вызывают сомнение?

— Как проверить парную согласную на конце слова?

6.Домашнее задание.

Списать текст с листочков к заданию 4-в, выполнить фонетический разбор одного из слов.

>Примеры слов с парными согласными: в корне слова, в конце слова?

Что такое парные согласные и звонкие в корне слова

Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.

Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з;
  2. п, ф, к, т, ш, с;
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется

Парные согласные

Основы правописания

Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.

Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

Примеры

Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.

Примеры включают следующие пары:

  • Куст – густ. По отношению к кусту используется сочетание над речкой, к слову густ — суп.
  • Столп – столб. Для столба применимо прилагательное телеграфный, для столпа – Александрийский.
  • Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокая, кора – с уточнением дуба.
  • Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимая, шара – существительным поверхность.
  • Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик, роз – со словом букет.
  • Том – дом. Для дома актуально прилагательное новый, для тома – толстый.

Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз. Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.

Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:

  • Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
  • Глаголов – по числам и лицам.

Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.

Рассмотрим способы проверки на примере слов:

  • стол;
  • лекий;
  • берека;
  • прока;
  • канака;
  • склака;
  • корока;
  • поезка;
  • булака;
  • бука;
  • дорока;
  • сторока;
  • подрука;
  • укака;
  • обрека;
  • моркоки;
  • борока;
  • сне.

Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:

  • стол – столбы;
  • колоки – колосок.

Согласные в корне слова

Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:

  • лекий – легонько;
  • берека – березонька;
  • склака – складочка;
  • прока – пробочка;
  • булака – булавочка;
  • поека – поездить;
  • корока – коробочка / коробейник;
  • бука – будочка;
  • скака – скатывать;
  • сторока – сторожить;
  • дорока – дороженька;
  • подрука – подруженька;
  • укака – указочка;
  • обрека – обрезать;
  • салаки – салазок.

Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры

Актуально использование бессуфиксального способа, например:

  • канака – канава;
  • борока – борода.

Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:

  • моркоки – морковок;
  • сне – снега.

По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:

  • стол – столбы – столб;
  • колоки – колосок – колоски;
  • берека – березонька — березка;
  • лекий – легонько — легкий;
  • корока – коробочка / коробейник – коробка;
  • прока – пробочка – пробка;
  • булака – булавочка – булавка;
  • склака – складочка – складка;
  • скака – скатывать – скатка;
  • поезка – поездить – поездка;
  • бука – будочка – будка;
  • подрука – подруженька – подружка;
  • дорока – дороженька – дорожка;
  • обрека – обрезать – обрезка;
  • сторока – сторожить – сторожка;
  • борока – борода – бородка;
  • укака – указочка – указка;
  • моркоки – морковок – морковки;
  • канака – канава – канавка;
  • сне – снега – снег.

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

  • шар — жар;
  • кол — гол;
  • дом — том;
  • бар — пар;
  • засор — зазор;
  • жалость — шалость.

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Звонкие соглас­ные , , , , , и их пар­ные мяг­кие зву­ки, ока­зав­шись перед глу­хи­ми и на кон­це сло­ва, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся оглу­ше­ни­ем.

Например:

  • и́зредка ;
  • сыроежка .

Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки , и :

  • ;
  • ;
  • .

Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

Глухие соглас­ные , , , , , , ока­зав­шись перед звон­ки­ми, заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми. Эта заме­на назы­ва­ет­ся озвон­че­ни­ем.

Например:

  • про́сьба ;
  • вокза́л .

Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

Например:

  • коробка — коро­боч­ка, коро­бей­ник;
  • пробка — про­боч­ка;

  • морков­ка — мно­го мор­ко­вок, мор­ков­ный;
  • лов­кий, лов­кость — он ловок;
  • булав­ка — була­воч­ка;
  • травка — тра­ва, тра­вин­ка;
  • канавка — кана­ва;

  • складка — скла­доч­ка, скла­ды­вать;
  • поездка — поез­дить, ездок;
  • грядка — гря­да, гря­доч­ка;
  • будка — будоч­ка;
  • лодка — лодоч­ка;
  • ягодка — яго­да, ягод­ник;
  • тет­радка — тет­ра­доч­ка;
  • пло­щадка — пло­ща­доч­ка;
  • дорож­ка — доро­жень­ка;
  • сто­рож­ка — сто­ро­жить;
  • подруж­ка — подру­жень­ка;
  • лож­ка — ложеч­ка;
  • книжка — кни­жеч­ка;

  • указ­ка — ука­зоч­ка;
  • салаз­ки — нет сала­зок;
  • сказка — ска­зоч­ка, ска­за­ние;
  • березка — бере­зонь­ка;
  • обрезка — обре­зать.

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

Август, анек­дот, апте­ка, авто­мат, вок­зал, зиг­заг, кос­мо­навт, рюк­зак, сбруя, сдо­ба, фтор, фут­бол, экза­мен и др..

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *