Первый свод законов франков назывался

Вопрос 31. Салическая правда франков

1. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фикса­ция древнегерманских обычаев — запись обычного права германских пле­мен. Таким образом были записаны «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др. Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в после­дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де­лится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие об­щих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи­ческой судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды — перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен­ном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, част­ной собственности. Упоминаются такие виды сделок; купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства:

  • существование законного брака;

  • объявление лица вне закона;

  • наличие близкого кровного родства;

  • несвободное состояние человека.

О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. 4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого иму­щества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники, из числа на­следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строга установлен­ной форме: имущество, передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму­щество указанному лицу.

5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста­тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю­чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение коро­левского мира. Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре

группы:

  • преступления против личности — убийство, членовредительство, кле­вета, оскорбление, изнасилование;

  • преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;

  • преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд,

  • лжесвидетельство;

  • нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, како­выми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы.

Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным харак- тером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялись в одинаковых формах.

В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда при­знает следующие:

  • соприсяжничество — соприсяжниками, «свидетелями доброй славы» об­виняемого являлись его родственники, друзья или соседи;

  • свидетельства очевидцев;

  • ордалии.

«Салическая правда»

Сделанная по приказу Хлодвига запись старых обычаев франков стала одним из самых знаменитых памятников обычного права в Европе. Она называется «Салический закон», или «Салическая правда». Название происходит от того, что в сборник вошли законы только одного из франкских племен — салических франков.
Записать обычаи король велел вовсе не из досужего любопытства. Прежде всего, он сам хотел быть главным судьей. Пускай теперь все франки судятся между собой только по «Салической правде» — по нормам, одобренным королем. Если что-то в этих правилах неясно, то франкам надо теперь обращаться за разъяснением к королю. А он мог объяснить закон так, чтобы ему было это выгодно. Кроме того, король отбирал, какие обычаи стоит записывать в «Салическую правду», а какие — нет. Все, что его не устраивало в древних обычаях, было им как бы забыто, а все, что было выгодно, — в сборнике изложено подробно.
«Салическая правда» показывает, как усиливалась власть германского короля. Он уже не просто военный вождь. Он стремится быть настоящим государем.
В «Салической правде» есть множество сведений о жизни франков, об их обрядах, хозяйстве, верованиях. Некоторые из этих обычаев могут показаться нам очень странными. Так, франки не составляли документов о какой-либо сделке — скажем, о том, что земля переходит от одного хозяина к другому. В этих случаях франки выполняли при свидетелях определенный ритуал, или обряд. Например, передавали зеленый стебель из полы «продавца» в полу «покупателя». И уже никому и в голову не приходило, что оформленную так сделку можно нарушить. И дети, и внуки знали, что данный участок перешел к другому хозяину на «законном основании». Вопросы
1. В чем сходство задач, которые приходилось решать Хлодвигу и Теодориху?
2. Чем отличается политика Хлодвига в отношении завоеванных им галло-римлян от политики Теодориха?

3. Хлодвиг долго отказывался креститься, несмотря на настойчивые просьбы его жены-христианки. Как вы думаете, какие доводы «за» и «против» принятия христианства были у Хлодвига?
4. Не можете ли вы привести примеры, когда в нашем обществе отношения между людьми регулируются не законом, а обычаем. Объясните, почему в этих случаях закон не вытесняет обычай.
5. Что общего и в чем различие между письменным документом, оформляющим сегодня какую-либо сделку, и обрядом, ритуалом, выполнявшимся в подобных случаях древними германцами? Франкский историк Григорий Турский о Суассонской чаше
Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу».
По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еше и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!»
Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», — опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду.
А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил секирой по чаше, и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря. «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх. Григорий Турский о любви Хлодвига к родственникам
После того как он убил также многих других королей и даже близких своих родственников, боясь, как бы они не отняли у него королевство, он распространил свою власть на, всей Галлией. Однако, говорят, собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых он сам же умертвил, следующее: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Но это он говорил не из жалости к убитым, а из хитрости: не сможет ли он случайно обнаружить еще кого-либо из родных, чтобы и того убить. Из «Салической правды»

О ГОРСТИ ЗЕМЛИ
Если кто лишит жизни человека и, отдав все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые поклялись бы в том), что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родичем. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, то есть на троих ближайших родичей по матери и по отцу. Потом в (одной) рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родича по матери) должны уплатить половину того, чего не хватает для уплаты следуемой по закону виры (Вира, или вергельд,— в раннесредневековых обществах штраф за тяжкое преступление). То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родичами по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание.

Ютская фибула (застёжка) Вопросы
1. Почему Хлодвиг просто не забрал понадобившуюся ему чашу из общей добычи?
2. Как вы думаете, объясняется ли поведение воина, разрубившего чашу, только его «вспыльчивостью», «завистливостью» и отсутствием ума?
3. Почему Хлодвиг «перенес это оскорбление с терпением и кротостью»?
4. Мартовское поле — это пережиток народного собрания древних германцев — тинга. Чем отличается Мартовское поле от тинга?
5. Какие важные изменения во франкском обществе должны были произойти после расправы Хлодвига с родственниками?
6. Напишите сочинение о жизни франков на основании отрывка из «Салической правды». Расскажите о семье, имущественном положении, судебной процедуре и наказаниях, обрядах, бытовых деталях и т. п.

ОБЫЧАй И ЗАКОН У ДРЕВНИХ ФРАНКОВ. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА: ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ,

структурА, основные черты, историческое знАчение

Наиболее распространенным источником права у салических франков длительное время выступал обычай . Достаточно рано возникли первые записи норм обычного права — так называемые варварские правды, создававшиеся королями вместе со «знатными» (епископами, герцогами и графами) и народом, который «собрался».

Варварские правды не являлись сборниками систематически изложенных правовых норм, которые касались бы всех сторон жизни раннеклассового общества. Это были судебники, руководства для судей . Характерным для варварских правд было подробное описание разного рода процедур и ритуальных действий Осуществлялись эти процедуры обязательно публично . Например, показания ответчика в суде давались при свидетелях, клятва — в присутствии соприсяж- ников и др Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, которое еще не знало публичного порядка, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности . Данный порядок еще только складывался, отсюда — формализм в праве.

Собственный свод законов с помощью галло-римского аристократа Сиагрия первыми составили бургунды (443 г.) . Они же немного раньше, при франках, приняли христианство . Вестготы к этому времени уже имели Кодекс Эрика (475 г. ) и Бревиарий Аллариха (506 г. ) . Судебником другого племени (рипуарских франков) являлась Рипуарская правда. В основном она сложилась в VI в . , но известна и в редакции VIII в .

Наиболее поздним сводом законов среди кодексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов, проживавших в южной части Галлии, — стала Салическая правда (Lex Salica) .

Создание данного документа датируется приблизительно 510 г. Это время относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, а феодальная частная собственность на землю не утвердилась. Салическая правда представляла собой запись древних обычаев приморских франков и устойчивых образцов судебных решений франков и германцев, поэтому ее вполне обоснованно можно называть судебником франков. Он составлен из конкретных судебных случаев (казусов), которые в результате многоразовых повторений в течение длительного времени превратились в судебные обычаи . Непосредственной областью распространения действия Салической правды как судебника стала северная часть королевства, а на юге действовал Кодекс (Бревиарий) Аллариха, который Хлодвиг приказал применять при рассмотрении дел галло-римлян

Сравнительный анализ показывает, что Салическая правда существенно повлияла на более поздние правды — Рипуарскую, Баварскую и др . Став законом могучего Франкского королевства, Салическая правда к ХІ в. вытеснила нормы всех других правд, кроме Лангобардской, и стала важнейшим памятником хозяйственного, общественного и государственного строя, быта и правосознания салических франков

Согласно легенде, Салическая правда создана четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые полностью составили этот памятник права всего за три заседания

Сборник написан на латыни, что предоставляло возможность для заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранении «старого доброго права» (то есть народных правовых обычаев) .

Подлинный текст Салической правды до нашего времени не дошел, но сохранился в многочисленных списках VII-IX вв .

Структурно судебник, именуемый Салической правдой или же Салическим законным пактом, состоит из пролога, 65 титулов и эпилога Впоследствии потомки Хлодвига увеличили его объем за счет дополнения нескольких глав в течение VI-IX вв

Собственно Салическим законом (Lex Salicum) называется постановление Салической правды (в гл. LIX «Об аллоде»), которое исключало женщину из права наследования земельного владения В некоторых европейских государствах это послужило основанием для исключения женщин из числа престолонаследников. В данном значении Салический закон был принят во Франции в XIV в.

Салическая правда вовсе не представляла собой свод политических законов, поскольку в ней нет положений о наследовании трона, пережитках язычества или защите христианской веры . Основополагающим содержанием Салической правды являлись тарифы судебных штрафов и указания о порядке и формах судопроизводства. Основными сферами судебного разбирательства у франков выступали:

♦ преступления, имеющие личную или имущественную основу, и соответствующие наказания за них;

♦ имущественные обязательства;

♦ наследование аллода (поземельного владения семьи);

♦ обязанности родственников по предоставлению помощи при возмещении имущественного или телесного вреда;

♦ порядок отправления правосудия;

♦ оценка свидетельских показаний;

♦ ответственность территориальных общин за возмещение убытков, причиненных спрятавшимся на их территории преступником

В Салической правде наиболее ярко представлен ряд основных черт права народа раннего возраста:

♦ отсутствие четкой определенной системы расположения правовых норм;

♦ неразвитость, сохранение пережитков первобытнообщинных отношений и преобладание традиций обычного права;

♦ преимущественно казуальный характер титулов (статей);

♦ правовой формализм;

♦ символизм;

♦ экзотичность;

♦ неустойчивость

Яркие примеры правового формализма и символизма даны в титулах LVIII «О горсти земли», LX «О желающих отказаться от родства» и др.

; примеры казуальности норм обнаруживаются в титуле XXIX:

♦ «Если кто-то оторвет большой палец на руке или ноге, то присуждается к уплате 50 солидов1» (§ 3);

♦ «Если же этот искалеченный палец будет висеть на прежним месте… 30 солидов» (§ 4) и т . д.

Главная функция суда у франков сводилась к организации соревнования между сторонами, поэтому в публичном характере ритуально-правовых действий и их наглядности заключались своеобразные гарантии соблюдения правовых норм, выполнения определенных действий и др

В основном сборник был заполнен перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу . Гражданско-правовым отношениям были посвящены только две статьи первой редакции документа. Они регулировали порядок перехода собственности и наследования (соответственно титулы XLVI и LIX).

Судебник использовался как руководство в судебном разбирательстве, более надежное, чем правовой обычай, поскольку у франков обычаи весьма сильно варьировались в зависимости от местности . Достоинством письменного закона было и то, что:

♦ он вобрал в себя наиболее распространенные и приемлемые из существующих правовых обычаев;

♦ в нем появилась такая форма, которая уже не поддается грубым искажениям с той или другой стороны .

Таким образом, Салическая правда в первую очередь являлась судебником, а не полным сводом законов . Это запись судебных обычаев, которые были сделаны впервые или сформулированы после обработки юристами либо служителями римской церкви

Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же случае могла идти речь в нескольких местах) совмещались в некоторых редакциях (всего до нашего времени дошло около 350 списков Салической правды) с искажениями и последующими вставками переписчиков

Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями — капитуляриями, эдиктами и экстраваганциями (переходными положениями)

Поскольку преобладающей формой изложения выступала казуистичная, в судебнике отсутствовали обобщающие абстрактные понятия, например понятие вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др

Варварские правды не были единственным источником раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские приказы и распоряжения, которые сначала дополняли Салическую правду, а впоследствии оформлялись отдельно Например, к ним относились капитулярии франкских королей Первый капитулярий был написан при Хлодвиге, особенно часто они издавались при Каролингах.

К источникам раннефеодального права также можно отнести:

1) иммунитетные грамоты, выдаваемые королями крупным феодалам;

2) формулы-грамоты, устанавливавшие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки, — дарение, купля-продажа и др

Основным же источником права у франков оставались обычаи, которые являлись продуктом народного (общинного) творчества, и основывались на таких понятиях, как честь, клятва, воздаяние, примирение (и его цена), коллективная ответственность и т п

Вместе с так называемым народным правом свой вклад в развитие права франков внесла церковь, которая издала огромное количество церковных законов (канонов), постановлений церковных соборов и синодов, декретов и решений отдельных епископов, действовавших в пределах регионов и сфер их влияния . Церковь выпустила также большое число уложений о наказании с перечнем грехов и наказаний за них, которые описывались не столько как действия, сколько как образ мысли, побуждение. При этом считалось, что все они почерпнуты из Библии (Ветхого и Нового заветов) .

Взаимодействие и взаимовлияние народного и церковного права приводило к существенным изменениям и того и другого. С помощью Библии церковь внедряла в обычное право германцев «Десять заповедей» христиан и другие этические принципы, которые несли авторитет божественного наставления Церковь вносила в право германцев и нормы римского права, на которые она сначала полностью полагалась, когда затрагивались имущественные, наследственные и процессуальные отношения, а также если дела касались галло-римлян

С помощью церкви и королевского законодательства вульгаризированные нормы римского права были включены в варварские правды, чему в значительной мере способствовало то обстоятельство, что они писались на латыни

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *