План проведения инвентаризации

Основной нормативный документ, регулирующий порядок проведения инвентаризации

Основополагающим документом, в котором прописаны основные правила осуществления инвентаризации, порядок ревизии отдельного имущества и обязательств, а также процедура закрепления ее результатов, являются Методические указания по инвентаризации.

Согласно Указаниям ключевыми целями, которые преследует инвентаризация, являются выявление фактического присутствия имущества в организации, сравнение этих результатов с данными учета в бухгалтерии и установление правильности фиксации информации в учете.

В нормативных документах предусмотрены основания для обязательной инвентаризации, в частности стихийные бедствия, смена материально ответственных лиц, ликвидация организации.

Указания расписывают порядок создания комиссии по инвентаризации, последовательность действий при ревизии. Важным аспектом является оформление итогов инвентаризации. Утвержденные формы документов, которые следует применять в ходе ревизии, содержатся в Методических указаниях.

Еще по теме Составление инвентарного плана территории объекта и технической документации:

  1. Основные правила отбора зданий на капитальный ремонт, подготовки проектирования и составления технической документации
  2. Объекты учета и исполнительная документация
  3. Сводная инвентаризационно-техническая документация на производственно-технологические или имущественные комплексы
  4. Глава 4. ХРАНЕНИЕ И ВЫДАЧА ИНВЕНТАРИЗАЦИОННО­ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
  5. СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ 1А. Общие положения по сметному ценообразованию в строительстве
  6. Нормативы затрат на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов за счет федерального бюджета на территории одного населенного пункта
  7. Описание технического состояния и определение физического износа объекта
  8. НОМЕНКЛАТУРА ОБЪЕКТОВ, подлежащих государственному техническому учету
  9. ТИПОВЫЕ УНИФИЦИРОВАННЫЕ БЕТОНОСМЕСИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ И ИНВЕНТАРНЫЕ УСТАНОВКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ от 12 до 120 м3/ч
  10. Проектирование строительного генерального плана
  11. Анализ состояния исполнительной документации
  12. Разработка календарного плана производства работ
  13. § 16. Виды, назначение и способы изготовления опалубки и инвентарных лесов
  14. Глава 10. РАЗРАБОТКА СТРОИТЕЛЬНОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

>Правила проведения инвентаризации

Общие правила проведения инвентаризации

«Краеугольные камни», которых должно придерживаться руководство организации, описаны в ст. 12 ФЗ-129 от 1996 г. Согласно его положениям, регулярные инвентаризационные мероприятия повышают достоверность данных в бухгалтерской отчетности. В ней отражаются сведения, максимально соответствующие действительности, и на их основе можно принимать верные управленческие решения.

Правила и периоды проведения ревизий определяются руководством юридического лица. Федеральное законодательство перечисляет ограниченный набор практических ситуаций, когда сверку нельзя отложить и перенести на удобное время:

  • реорганизация ФГУПа или МУПа;
  • формирование баланса по результатам календарного года;
  • смена материально ответственных сотрудников;
  • появление информации о воровстве на складе, порче ценностей;
  • после чрезвычайной ситуации (природной или техногенной катастрофы);
  • закрытие или реорганизация юридического лица.

Помимо очередных ревизий, компания вправе проводить внеплановые проверки, последовательность которых устанавливается в произвольном порядке. Это средство повышения внутреннего контроля в организации.

Зачем нужно проведение инвентаризации организациям?

Основная цель контрольной процедуры – максимально сблизить сведения, отраженные в учетной программе предприятия, с реальной ситуацией на складе, в кассе, на расчетном счете. Попутно проверка-ревизия решает следующие вопросы:

  • проверяет, существует ли балансовое имущество по факту;
  • помогает сохранить имеющие товары, материалы и другие ценности;
  • своевременно выявляет испортившиеся, морально устарелые ТМЦ, в которых компания более не нуждается;
  • контролирует правильность хранения запасов, корректность эксплуатации станков, оборудования.

В процессе инвентаризации контролеры могут выявить как избыточное, так и недостаточное наличие запасов и прочих ценностей по сравнению с заявленным. Алгоритм действий бухгалтера описан в ФЗ-129. Излишки приходуются и отражаются по 91-му счету.

Фирмы определяют нормативы выбытия ТМЦ. Если недостача находится в рамках лимитов, ее спишут на расходы периода. Если цифры превышают «потолок», компании необходимо найти виновного и взыскать с него стоимость материальных потерь. Если по каким-либо причинам это лицо не удастся привлечь к ответственности, потери отражаются на 91-м счете.

Как проводить инвентаризацию?

Унифицированная инструкция по проведению инвентаризации в организациях представлена в Приказе Минфина №49. В нормативном акте прописано следующее:

  • Периодичность инвентаризаций, регламент их осуществления, перечень проверяемых объектов и другие правила устанавливаются решением руководства компании за исключением ситуаций, когда ревизия обязательна по 129-ФЗ.
  • Техника проведения инвентаризации подразумевает наличие в организации постоянно действующей инвентаризационной комиссии (ИК), членов которой назначает гендиректор. В нее могут входить сотрудники бухгалтерии и администрации фирмы, иные привлекаемые специалисты (например, кладовщики, начальники цехов и т.д.), внутренние и внешние аудиторы. Если любой из членов отсутствует во время очередной проверки, ее результаты признаются недействительными.
  • Перед стартом пересчета ИК получает приходники и расходники, отражающие последние движения ТМЦ. Сотрудники склада готовят расписки, что они предоставили ревизорам все необходимые сведения.
  • Технология проведения инвентаризации предполагает, что итоги обязательно фиксируются документально. Готовятся описи, где систематизируются цифры проверки. Их можно напечатать на компьютере или заполнить от руки – главное, чтобы они отражали сделанные ревизорами выводы.
  • Руководство обязано создать ИК условия для комфортной работы и выполнения возложенных задач: предоставить помещения, сотрудников-помощников, выдать исправные весы, калькуляторы и т.д.
  • Сотрудники склада или иные специалисты, отвечающие за сохранность ТМЦ, обязательно присутствуют при пересчете. Когда ревизия закончится, они подписывают бумагу-подтверждение, что она проводилась при них.
  • Готовые описи подписываются всеми участниками контрольного мероприятия.
  • Для собственных и арендованных ценностей фирмы составляются разные описи.
  • Порядок проведения инвентаризации предполагает, что если ревизия занимает несколько дней, на ночь складские площади, где хранятся ТМЦ, обязательно запираются и опечатываются. Когда проверяющие уходят на обед или покидают рабочее место по иным причинам, опись кладется в шкаф под замок, чтобы к ней не имели доступа третьи лица.

Следование перечисленным правилам означает, что инвентаризация будет проведена в соответствии с требованиями законодательства, а количество ошибок в ней будет сведено к минимуму.

Ведомость инвентаризации

Приказ и уведомление о проведении инвентаризации

Как провести инвентаризацию на предприятии? Вначале необходимо создать документальную базу. Частота ревизий отражается в локальных актах организации, дополнительно можно составить план-график, где обрисовывается схема будущей проверки. В него включается информация об объектах, подлежащих пересчету, составе комиссии, сроках и периодичности контрольных мероприятий.

Дополнительный способ документальной регламентации проверки – издание приказа, образец которого дан в приложениях к Приказу Минфина №49. В документе содержатся следующие сведения:

  • № и дата;
  • название юрлица;
  • описание объектов, подлежащих пересчету;
  • ФИО председателя ИК;
  • ФИО и должности других ее членов, которые примут участие в ревизии;
  • предполагаемые даты проведения контрольной процедуры;
  • причина назначения контрольного мероприятия (необходимость переоценки, реорганизация компании, смена материально ответственных сотрудников и т.д.);
  • подпись руководителя, оттиск печати организации.

В приказе указывается, что результаты проверки необходимо сдать в бухгалтерию не позднее конкретной даты.

Члены комиссии по проведению инвентаризации в организации или руководство должны уведомить всех привлекаемых к ней лиц, ознакомив их с:

  • графиком ревизий;
  • приказом о проведении очередной проверки.

Существует практика составления уведомлений в письменном виде и выдачи их материально ответственным лицам под роспись. Это добрая воля, а не законодательная обязанность организаций.

Как проводится инвентаризация: учет, общий порядок

Когда подготовительные процедуры окончены, начинается непосредственно проверка. Ревизоры направляются на склад или в другие помещения, где хранятся ТМЦ, и определяют их количества методами подсчета, обмера, взвешивания. Необходимое оборудование для проведения указанных действий предоставляет работодатель.

Если ценности располагаются в нераскрытых упаковках от поставщика, они распечатываются точечно. Содержимое остальной тары проверяется методом взвешиваний и расчетов.

Чтобы не допустить ошибок, ревизоры могут трудиться по следующему алгоритму: кладовщик или иной работник склада и член ИК действуют независимо друг от друга. В конце проверки они сверяют «показания».

Итоги ревизий, проведенных ИК, закрепляются в инвентаризационной описи. Это документ, содержащий следующие сведения:

  • артикулы и названия ТМЦ;
  • № счетов бухучета, где отражаются соответствующие ценности (например, 41-1,10-й);
  • меры (штуки, килограммы и т.д.);
  • данные, полученные в ходе ревизии.

Компания вправе использовать унифицированную форму описи или разработать собственный вариант. Бумага готовится в двух копиях: одна для бухгалтера, вторая для работников склада. Ее нужно хранить в архиве компании не менее пяти лет.

Если данные бухучета и реальная ситуация не совпали, формируется краткая сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ. Она посвящена исключительно позициям, вызвавшим вопросы сторон, т.е. присутствующим в количестве больше или меньше ожидаемого

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризации

Специалисты, назначенные ревизорами, не застрахованы от ошибок, описок и неточностей. Такие моменты зачастую становятся причиной существенного искажения реальных данных. Чтобы не допустить его, назначается постконтроль.

Проверки проводятся по окончании ревизии при участии членов ИК и лиц, отвечающих за сохранность имущества. Руководство компании должно строго следить, чтобы между двумя контрольными мероприятиями склад был недоступен для третьих лиц. Его двери закрываются и опечатываются.

Постконтроль максимально важен для компаний, на складах находится большое количество разнородных товаров и запасов, мелких позиций, часть которых можно упустить из виду, неправильно посчитать.

Проверку осуществляет человек, избранный из состава ИК или «третейским судьей», например, главбух фирмы, начальник планового отдела и т.д. Для отражения полученных итогов используется унифицированный бланк ИНВ-24. Документ включает следующие разделы:

  • вступительная часть с данными о фирме;
  • первоначальные итоги, отраженные ИК;
  • результаты повторного пересчета;
  • подписи уполномоченных лиц: непосредственно проверяющего и членов ИК.

Осуществление контрольных помогает избежать ошибок при проведении инвентаризации и их последствий. ИНВ-24 своевременно корректирует допущенные в ходе ревизии неточности, благодаря чему достигается максимальное соответствие данных бухгалтерского учета и реальной ситуации на складах компании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *