Права налоговых агентов

66. Понятие налогового агента, их права и обязанности

  • •1. Понятие финансов и их функции
  • •2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления
  • •3. Конституционные основы (принципы) финансовой деятельности
  • •4. Распределение компетенции между органами государственной власти в области финансовой деятельности
  • •5. Система финансовых органов, осуществляющих деятельность по управлению финансами и контроль в этой сфере
  • •6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • •7. Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права
  • •8. Предмет и метод финансового права
  • •9. Система финансового права Российской Федерации
  • •10. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды
  • •11. Финансовые правоотношения. Их содержание и особенности
  • •12. Субъекты финансовых правоотношений
  • •13. Понятие и значение финансового контроля
  • •14. Виды и органы финансового контроля
  • •15. Методы финансового контроля
  • •16. Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности
  • •17. Понятие бюджетного права, его источники
  • •18. Бюджетные правоотношения и их особенности
  • •19. Понятие, роль и правовая форма бюджетов, виды бюджетов
  • •20. Понятие консолидированного бюджета, его виды и особенности
  • •21. Субъекты бюджетных правоотношений
  • •22. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в бюджетном процессе
  • •23. Бюджетная система, ее состав, принципы построения
  • •24. Доходы бюджетов, их классификация
  • •25. Доходы собственные и регулирующие, их распределение между бюджетами
  • •26. Расходы бюджетов, их классификация
  • •27. Виды расходов и распределение расходов между бюджетами
  • •28. Фонды финансовой поддержки, порядок их образования и расходования
  • •29. Дефицит бюджета
  • •30. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъекта Федерации и местным бюджетам
  • •31. Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований
  • •32. Понятие бюджетного процесса. Его стадии
  • •33. Принципы бюджетного процесса
  • •34. Порядок составления проекта федерального бюджета
  • •35. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета
  • •36. Порядок исполнения федерального бюджета
  • •37. Особенности казначейского исполнения бюджета
  • •38. Кассовое исполнение бюджетов
  • •39. Виды распорядителей средств федерального бюджета
  • •40. Отчет об исполнении федерального бюджета
  • •41. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
  • •42. Правовой режим целевых бюджетных фондов
  • •43. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
  • •44. Правовой режим целевых фондов Правительства рф
  • •45. Понятие доходов государства, их виды
  • •46. Понятие налогов и сборов, роль налогов в Российской Федерации
  • •47. Функции налогов
  • •48. Налоговая система Российской Федерации
  • •49. Порядок установления налогов и сборов
  • •50. Понятие налогового права, его источники
  • •51. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений
  • •52. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
  • •54. Налог на прибыль организаций
  • •55. Налоги с физических лиц. Общие положения
  • •56. Налог на доходы физических лиц
  • •57. Налог на имущество физических лиц
  • •58. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
  • •59. Земельный налог
  • •60. Транспортный налог
  • •61. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
  • •62. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
  • •63. Понятие и система неналоговых доходов государства
  • •64. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
  • •65. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •66. Понятие налогового агента, их права и обязанности
  • •67. Механизм обеспечения исполнения налоговых обязанностей
  • •68. Порядок изменения сроков уплаты налогов
  • •69. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
  • •70. Формы государственного внутреннего долга
  • •71. Понятие и организация страхования
  • •72. Виды страхования
  • •73. Понятие и система государственных расходов
  • •74. Понятие и принципы финансирования
  • •75. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
  • •76. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
  • •77. Понятие, принципы и виды банковского кредита
  • •78. Понятие и структура банковской системы
  • •79. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
  • •80. Небанковские кредитные организации в банковской системе
  • •81. Иностранные банки, их филиалы и представительства
  • •82. Банковское регулирование и банковский надзор
  • •83. Понятие денежной системы
  • •84. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
  • •85. Правовые основы обращения наличных денег
  • •86. Правовые основы безналичного денежного обращения
  • •87. Понятие валюты и валютных ценностей
  • •88. Характеристика валютных операций
  • •89. Субъекты и объекты валютных отношений
  • •1) Резиденты:
  • •2) Нерезиденты:
  • •90. Понятие и содержание валютного регулирования
  • •91. Валютный контроль
  • •92. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Кто такой налоговый агент

Статья 24 Налогового кодекса РФ определяет НА, как лицо, на которого возложены законодательные обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов для бюджета. По сути, такие агенты являются посредниками между рядовыми налогоплательщиками и фискальными органами. При этом агентом признаются и физические лица, которые в силу специфики своей работы, должны самостоятельно исчислять и перечислять налоги. Статья 226 Налогового кодекса определяет список тех, кто является налоговым агентом:

  • организации в РФ;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, с частной практикой;
  • адвокаты, имеющие свой кабинет;
  • подразделения иностранных организаций в России.

В чем отличие от налогоплательщика

Ключевым признаком, по которому налоговые агенты отличаются от налогоплательщиков, является тот факт, что у НА нет формальной обязанности по фискальным выплатам из своих доходов (или за счет собственных средств). Они должен лишь сосчитать необходимую сумму для уплаты, удержать ее при выплате получателю, чтобы эти финансы были перечислены в бюджет.

Права и обязанности налоговых агентов

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ, права у НА и налогоплательщиков одинаковые. При этом обязанности НА имеют особенность – они должны делать налоговые отчисления вне зависимости от того, являются ли сами плательщиками данного налога. Помимо этого обязательства в их обязанности входит:

  • своевременный расчет, удержание и перечисление всех необходимых налогов;
  • письменно информировать налоговые структуры при невозможности налогового удержания;
  • аккуратно фиксировать начисленный и выплаченный доход, все необходимые начисления, удержания или перечисления по каждому налогоплательщику отдельно;
  • предоставлять фискальным органам необходимые документы для контроля правильности проведенных операций и обеспечивать сохранность этих данных.

Документальное отражение операций с налогоплательщиком

Статья 230 Налогового кодекса РФ прямо говорит, что НА должны фиксировать все операции по отношению с доходами, которые они получают от физических лиц за определенные налоговые периоды. Это могут быть не только исчисленные и удержанные фискальные выплаты, но и предоставленные физическим лицам налоговые вычеты, общий размер доходов, другая профильная информация. Все эти данные фиксируются в регистрах налогового учета (РНУ).

Ведение аналитического учета начисленных и выплаченных доходов

Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы РНУ и порядок отражения аналитических данных. Главным требование тут является наличие данных, позволяющих идентифицировать плательщика, его статус, выплаченные ему доходы, и другие данные необходимые при проверке. Например, согласно письму Минфина РФ от 31.12.2010 №03-04-06/6-328, фискальные перечисление должны сопровождаться реквизитами конкретного документа по платежу.

Исчисление и уплата налогов в бюджет

Существуют сроки для расчета и перечисления фискальных платежей. Например, налоговый агент по НДФЛ (которым является работодатель) обязан удерживать эти отчисления непосредственно при выдаче дохода сотрудникам. Если это невозможно (например, при единовременной выдаче подарка или другого дохода в натуральной форме), то сделать удержание при первой же возможности до конца года. Если и это не представляется возможным, то обязанность НА – своевременно информировать ИФНС и самого сотрудника (до 31 января следующего года).

Бюджетные перечисления тоже имеют свои сроки для исполнения (несвоевременность выполнения этих операций, является основанием для взыскания штрафа или пени). В зависимости от ситуации, это должен быть:

  • день, в который налогоплательщики получают доход (перечисление на пластиковую карту), за исключением пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков – по ним перечисления возможны до последнего числа месяца, когда производятся выплаты;
  • день получения со своего счета средств, для выплаты через кассу;
  • не позднее, чем на следующий день после выплат из наличной выручки;
  • не позднее дня, следующего после удержания налога (например, при натуральных выплатах).

Предоставление отчетов в ИФНС об исполнении обязанностей

Предоставление собранных сведений налоговым органам является важным в деятельности НА. Вся информации по налогоплательщикам за календарный год, которая сконцентрирована в налоговых регистрах, должна направляться в ИФНС по месту учета, не позднее 1 апреля следующего года. Все необходимые данные готовятся в виде справок по форме 2-НДФЛ и передаются в налоговую службу.

Обеспечение сохранности документов

Для контроля правильности фискальных перечислений, налоговые агенты обязаны сохранять необходимую документацию на протяжении четырех лет. Эта информация может потребоваться при налоговых проверках, составлении справок в интересах налогоплательщика (например, формы 2-НДФЛ), других предусмотренных законом случаях. По истечении указанного срока, документы теряют свою актуальность.

Штрафные санкции и пени

Глава 16 и другие разделы НК РФ (а также Кодекса об административных правонарушениях) рассматривают виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Для должностных лиц НА там подходят следующие варианты:

  • Грубое нарушение правил бухучета (например, отсутствие необходимых налоговых регистров) – 10 000 рублей. Если нарушения совершены за два и более налоговых периода, то штраф будет больше в три раза.
  • То же нарушение, но повлекшее занижение облагаемой базы – 20% от неуплаченных налогов, но не менее 40 000 рублей.
  • Занижение сумм налогов на 10% и более, или искажение других показателей такого же масштаба, влечет за собой административную ответственность – наложение штрафа 5-10 тысяч рублей.
  • То же самое совершенное повторно предусматривает штраф 10-20 тысяч рублей, либо дисквалификацию на 1-2 года.
  • Несвоевременное перечисление удержанных налогов приводит к пене – за каждый день просрочки полагается 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка на момент нарушения.
  • Несдача вовремя 2-НДФЛ тоже влечет за собой штраф в 200 рублей за каждую справку. Несвоевременное предоставление квартального 6-НДФЛ может грозить штрафом в 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки.

О ком идет речь

Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.

Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ. Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:

  1. НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
  2. НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. 146, 161 и 171 НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
  3. Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.

Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.

Права и обязанности

Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.

Ключевые права налоговых агентов:

  1. Бесплатно получать информацию и разъяснения от представителей ФНС в части применения режимов, видов и правил налогообложения.
  2. Запрашивать унифицированные бланки и требовать пояснений по правилам их заполнения и предоставления в ИФНС.
  3. Пользоваться установленными законом вычетами, льготами и послаблениями при наличии законных прав на их применение.
  4. Получить рассрочку, отсрочку или реструктуризацию долгов либо инвестиционный фискальный кредит, если имеются веские основания.
  5. Претендовать на своевременный возврат или зачет излишне перечисленных средств в бюджет.
  6. Инициировать сверки взаиморасчетов с государственными органами, получать соответствующие правки, выписки и пояснения.
  7. Отказаться от выполнения незаконных либо неправомерных действия инспекторов ФНС и иных должностных лиц.

Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:

  • в месячный срок сообщить в ИФНС о невозможности удержания фискальной задолженности с налогоплательщика;
  • вести достоверный учет по начисленным и выплаченным доходам, а также по удержанным суммам налогов и сборов, причем отдельно по каждому налогоплательщику;
  • своевременно предоставлять отчетности и документы, подтверждающие правильность и полноту произведенных расчетов;
  • обеспечить сохранность документации, подтверждающей факты совершенных операций, в течение 4 календарных лет.

данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

Практика

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

НДС

Основными случаями, когда налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами, являются следующие:

  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории России налогоплательщиками-иностранными лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговыми агентами признаются организации и предприниматели, состоящие на учёте в налоговых органах и приобретающие указанные товары (работы, услуги);
  • при предоставлении на территории России органами власти и местного самоуправления в аренду государственного и муниципального имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

НДФЛ

Исчисляется и уплачивается организациями и предпринимателями, от которых получило доходы физическое лицо. Удерживается непосредственно из доходов налогоплательщика при их выплате. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Наиболее распространённым случаем уплаты НДФЛ налоговыми агентами является удержание указанного налога работодателем из заработной платы работника с последующим перечислением налога в бюджет.

Налог на прибыль организаций

Основными случаями, когда этот налог уплачивается налоговыми агентами, являются следующие:

  • при выплате организациями дивидендов (доходов от участия в этой организации) иным организациям;
  • при получении доходов на территории России налогоплательщиками-иностранными лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учёте в налоговых органах и выплачивающие указанные доходы.

> Ссылки

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 24)

Обязанности налоговых агентов основные

Смотреть что такое «Обязанности налоговых агентов основные» в других словарях:

  • Основные направления налоговой политики на 2009-2011 гг. — Основные направления налоговой политики на 2009 2011 гг. В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День работника налоговых органов Российской Федерации — Профессиональный праздник работников налоговых органов РФ, отмечаемый ежегодно 21 ноября, учрежден указом президента РФ от 11 ноября 2000 г. История отечественной налоговой системы связана с возникновением древнерусского государства. Первые… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День работников налоговых органов Российской Федерации — Профессиональный праздник работников налоговых органов РФ, отмечаемый ежегодно 21 ноября, учрежден Указом президента РФ от 11 ноября 2000 года. История отечественной налоговой системы связана с возникновением древнерусского государства. Первые… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Налоговая инспекция — (Tax inspection) Понятие налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Информация о понятии налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Содержание Содержание Развитие налогообложения в Историческая хроника… … Энциклопедия инвестора

  • 167-ФЗ от 15.12.2001 — ВНИМАНИЕ! Этот нормативный акт изменен! См. Новую редакцию закона 15 декабря 2001 года N 167 ФЗ (в редакции на 30.12.2008 года) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят… … Бухгалтерская энциклопедия

  • НДПИ — (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ , расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Камеральная проверка — (Desk audit) Содержание Содержание 1. Сущность, функции и цели камеральной проверки Цели камеральной проверки Основной объект 2. Оформление результатов камеральной проверки 3. Налоговый о Камеральной проверке 4. в свете новейшей арбитражной… … Энциклопедия инвестора

  • Налоговый контроль — (англ. tax control) по законодательству РФ о налогах и сборах вид гос ного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков,… … Большой юридический словарь

  • Налоговый контроль — (англ. tax control) по законодательству РФ о налогах и сборах вид гос ного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством … Энциклопедия права

  • БАНКОВСКОЕ ПРАВО — (англ. banking law) – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере банковской деятельности. Форма выражения правовых норм или источник Б.п. – правовые акты, среди к рых выделяются законы как акты высшей юридической силы: Конституция … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) !!!!!

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом РФ;

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) !!!!!!

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

Статьей 24. Налоговые агенты !!!!!!

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 Налогового кодекса РФ.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Билет № 16 «Налоговый контроль. Ответственности банков за налоговое правонарушение»

1.Налоговый контроль.

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового контроля:

а) контроль за своевременным поступлением платежей;

б) камеральные налоговые проверки;

в) выездные налоговые проверки;

г) реализация материалов налоговых проверок;

д) контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.

В соответствии со статьёй 82 НК РФ налоговые органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, указанных выше, но и в форме: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учёта и отчётности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

— уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

— полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;

— снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

Уплата налогов производится налогоплательщиками самостоятельно, но в ряде случаев их перечисление происходит не напрямую, а через налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, которое рассчитывает налоги, удерживает их у налогоплательщика, а затем уплачивает удержанные налоги в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В этом материале мы рассмотрим, кто такие — налоговые агенты, их права и обязанности.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами могут быть как организации, так и ИП. Самый распространенный для налоговых агентов пример – это работодатели, для своих работников являющиеся агентами по НДФЛ. Стать налоговым агентом, согласно НК РФ, можно по трем налогам:

  • По НДФЛ налоговыми агентами признаются все работодатели. Выплачивая доход своим работникам и прочим физлицам, они должны удерживать из него подоходный налог, затем перечисляя его в бюджет. Агенты обязательно сдают в ИФНС отчетность по НДФЛ: ежегодные справки 2-НДФЛ и ежеквартальную форму 6-НДФЛ.
  • По НДС налоговыми агентами признаются лица, которые сами к плательщикам данного налога могут и не относиться. Так, организация может стать агентом по НДС, арендуя госимущества у органов власти, или покупая реализуемые в России товары (услуги, работы) у иностранных лиц, либо при реализации товаров иностранных продавцов в качестве посредника при участии в расчетах и т.д. (ст.ст. 146, 161 НК РФ). Если агентом выступает плательщик НДС, он может принять налог, уплаченный в этом качестве, к вычету (п.3 ст. 171 НК РФ). Подавая декларацию по НДС, агент обязательно заполняет в ней раздел 2 о налоге, подлежащем уплате по данным налогового агента.
  • Понятие «налоговый агент» по налогу на прибыль относится к организациям, выплачивающим: дивиденды юрлицам (российским и иностранным), проценты по ценным государственным или муниципальным бумагам (ст. 310.1 НК РФ), доходы иностранным фирмам без постоянных представительств в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Правовой статус налоговых агентов обязывает их, как и плательщиков налога на прибыль, подавать декларацию, а если налог удерживался за иностранных юрлиц — налоговый расчет.

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (п. ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично. Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени. Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован. За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи. При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *