Проведение аср при ДТП

Первая помощь пострадавшим при ДТП.

По прибытию на место ДТП спасатели оценивают обстановку, обеспечивают безо­пасные условия работы, ликвидируют вторичные поражающие факторы ДТП, отклю­чают аккумулятор, системы воздушных подушек и ремней безопасности, организуют зону оцепления и рабочие зоны. В первой рабочей зоне радиусом 5 м находятся спаса­тели, которые оказывают помощь пострадавшим. Во второй зоне радиусом 10м сосре­доточены спасатели, обеспечивающие готовность аварийно-спасательных средств к работе. В третьей зоне радиусом более 10 м находятся вспомогательные средства для проведения ПСР: транспорт, приборы освещения, ограждения, пожаротушения.

Первоочередными задачами спасателей при ликвидации последствий ДТП явля­ются: извлечение пострадавших из транспортного средства, оказание им первой меди­цинской помощи, доставка в лечебное учреждение.

При авариях люди часто не могут самостоятельно покинуть салон или кабину транс­портного средства. Они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам са­лона, спинкам кресел, стойкам и перегородкам.

В подобных случаях вначале помощь оказывается тем пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне. Эвакуация людей может про­водиться через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. Затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в транспортном средстве. В зависимости от ситуации осуществляется отгибание листо­вого и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, удаления сиде­ний. Проделываются отвер­стия в корпусе, крыше, дни­ще, в отдельных случаях кры­ша снимается полностью. Эти работы выполняются с помо­щью механизированных инст­рументов, а при их отсутствии используются лом, кувалда, топор, разжим, съемник, а также подручные средства — кусок трубы, камень. Для фиксации транспортного средства могут использоваться спе­циальные или подручные средства.

Для предотвращения движения или раскачивания транспортного средства, распо­ложенного на колесах, из них нужно выпустить воздух. Основная задача спасателей на данном этапе сводится к максимальной разборке транспортного средства вокруг пост­радавшего с целью его деблокирования и оказания первой помощи. С этой целью осу­ществляется перекусывание стоек и других силовых элементов для снятия остаточного напряжения. В зависимости от конкретной ситуации выбирается место вскрытия, от­гиба или удаления кузова.

Способы извлечения пострадавшего из-под автомобиля:

1 — с помощью рычага; 2 — краном; 3 — вручную; 4 — домкратом; 5 — путем устройства подкопа

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся под автомобилем, использу­ют 2 основных способа:

— приподнимают автомобиль с помо­щью специальных грузоподъемных меха­низмов и приспособлений (автокран, подъемник, домкрат, рычаг) или несколь­кими спасателями вручную;

— проделывают подкоп в грунте.

Если при ЧС на автомобильном транс­порте возникает пожар, то спасатели обя­заны незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся у них средства пожаротушения.

1.3. Нормативные правовые документы в области организации и ведения АСР при ликвидации последствий ДТП

1.3. Нормативные правовые документы в области организации

и ведения АСР при ликвидации последствий ДТП

Нормативные правовые документы в области организации и ведения АСР при ликвидации последствий ДТП регулируют порядок действий органов управления МВД России, Минздрава России и МЧС России, участников дорожного движения по предупреждению и ликвидации ДТП.

Аварийно-спасательные работы в ДТП проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью, спасению материальных ценностей и защиты окружающей среды Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих проведение АСР при ДТП, приведен в приложении 1.

1.3.1. ДТП рассматриваются как чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера, если по величине зоны ЧС, количеству пострадавших или величине материального ущерба ДТП могут быть отнесены к ЧС в соответствии с «Классификацией ЧС природного и техногенного характера», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 и приказом МЧС России от 08.04.2004 г. N 329 «Критерии информации о ЧС.

1.3.2. Нормативную правовую базу деятельности органов управления, подразделений и сил в области обеспечения АСР при ликвидации последствий ДТП составляют следующие основные документы:

1.3.2.1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.3.2.2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

1.2.2.3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

1.3.2.4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

1.3.2.5. Положение о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711).

1.2.3.6. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.3.2.7. Правила дорожного движения Российской Федерации» (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090).

1.3.2.8. Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД от 8 июня 1999 г. N 440.

1.3.2.9. Положение о системе этапного оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (утверждено приказом Минздрава СССР от 4 января 1983 г. N 3).

1.3.2.10. Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП (утверждено заместителями Министров МВД России, МЧС России и Минздрава России 17 апреля 2003 г.).

1.3.2.11. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утвержден приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185).

1.3.2.12. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

Перечень нормативных правовых документов в области обеспечения безопасности дорожного движения приведен в приложении 2.

Одним из основных направлений деятельности полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» является обеспечение безопасности дорожного движения.

На полицию возлагаются следующие обязанности:

— оказывать первую помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

— осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о ДТП; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение ТС; согласовывать маршруты ТС, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

— в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате ДТП, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

— останавливать ТС, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на ТС и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр ТС и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать ТС, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения ТС и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на ТС устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

— использовать в случаях, не терпящих отлагательства, ТС, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением ТС, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — ТС, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими ТС, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев ТС понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других ЧС, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий.

Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных), в том числе о владельцах ТС и о лицах, получивших водительское удостоверение.

Следует подчеркнуть, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе предупреждения и ликвидации ДТП, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

— программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с «Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и общими принципами обеспечения безопасности дорожного движения подразделениями ГИБДД осуществляются предупредительные, исполнительно-надзорные функции по обеспечению АСР, связанных с ликвидацией ДТП.

На Государственную инспекцию безопасности дорожного движения возлагаются следующие обязанности:

— оповещение о факте и характере дорожного происшествия и обоснованный вызов аварийно-спасательных служб, служб экстренной медицинской помощи, противопожарных служб;

— обеспечение организации дорожного движения в местах проведения АСР:

обеспечение беспрепятственного проезда к месту ДТП ТС, задействованных в работах по ликвидации ДТП;

— выявление причин и условий возникновения ДТП, нарушения правил дорожного движения его участниками;

— определение количества пострадавших в ДТП, оценка степени тяжести их состояния, вызов скорой помощи, оказание при необходимости ПП, организация доставки пострадавших в медицинское учреждение;

— проведение эвакуации пострадавших с места ДТП;

— сохранение и фиксация вещественных доказательств, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию, охрана имущества и общественного порядка на месте ДТП.

Учет и анализ ДТП (по характеру, причинам и тяжести последствий) и правоприменительной деятельности (законности действий сотрудников ДПС) осуществляется в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами МВД России.

При возникновении ДТП с участием ТС, перевозящего опасные грузы, сотрудник ДПС обязан:

— проконтролировать правильность обозначения места ДТП или вынужденной остановки ТС;

— зафиксировать и передать в органы управления данные о времени, месте, причине происшествия, количестве пострадавших лиц, характере полученных ими травм, наименовании опасных грузов и их количестве;

— перекрыть движение на дороге на расстоянии не менее 300 м от места ДТП и не допускать к нему посторонних лиц в случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов;

— докладывать в дежурную часть строевого подразделения об изменении обстановки на месте ДТП.

1.3.3. Органы управления и подразделения здравоохранения в работе по ликвидации последствий ДТП руководствуются общими гуманитарными принципами сохранения жизни и здоровья пострадавших, закрепленными в федеральных законах «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и «Примерном Положении о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России, Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП».

Подразделения медицинских служб, участвующие в ликвидации последствий ДТП:

— принимают решения о проведении спасателями мероприятий по извлечению пострадавших из ТС (деблокирование пострадавших);

— оказывают первую помощь, а также медицинскую помощь на месте ДТП и при эвакуации пострадавших с места ДТП;

— оказывают первичную медико-санитарную помощь и специализированную помощь пострадавшим непосредственно в медицинских учреждениях.

При проведении работ по деблокированию пострадавших в ДТП во избежание среди них потерь должны выполняться временные пределы по срокам оказания различных видов помощи, соответствующие тяжести травм:

первой — не более 3 ч;

врачебной — не более 6 ч;

квалифицированной — не более 12 ч;

специализированной — не более 3 суток.

1.3.4. Подразделения аварийно-спасательных служб на месте ДТП осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», федеральными законами (п. 1.3.2.1, 1.3.2.3), требованиями нормативного акта (п. 1.3.2.10) и требованиями настоящего Руководства.

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей являются:

— принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении ЧС;

— принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами;

— принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

— принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, ПСФ в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведение работ по их ликвидации;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС;

ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.

Руководители ликвидации ЧС, руководители аварийно-спасательных служб имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.

Спасатели координируют свою деятельность по ликвидации последствий ДТП с представителями ГИБДД (сотрудниками ДПС) и подразделений медицинских служб.

Непосредственному началу АСР по ликвидации последствий ДТП должны предшествовать разрешительные действия со стороны представителя ГИБДД (руководителя работ) и сотрудника (врача) службы медицинской помощи, которые в дальнейшем являются участниками АСР до их завершения.

Основными обязанностями спасателей при ликвидации последствий ДТП являются:

неукоснительное соблюдение технологии проведения АСР;

активный поиск пострадавших, принятие мер по их спасению, оказание первой и других видов помощи;

неукоснительное выполнение приказов, отдаваемых в ходе выполнения работ по ликвидации последствий ДТП старшим расчета ПСФ.

Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.

При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.

Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.

Организационно-техническими требованиями при проведении АСР по ликвидации последствий ДТП являются:

— своевременность;

— безопасность;

— высокий темп;

— непрерывность технологического процесса;

— выполнение работ в любых климатических условиях и любое время суток;

— высокая результативность (эффективность).

1.3.5. «Правилами дорожного движения» (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090), устанавливающими единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, определены требования к водителям ТС при возникновении ДТП.

При ДТП водитель, причастный к нему, обязан:

— немедленно остановить (не трогать с места) ТС, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

— принять возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспорте, а если это невозможно, доставить на своем ТС в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак ТС (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на ТС) и возвратиться к месту происшествия;

— освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем ТС в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение ТС, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

— сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Знак аварийной остановки при возникновении ДТП устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от ТС в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

Взаимодействие участников ликвидации ДТП осуществляется на основе «Примерного Положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП».

Взаимодействие обеспечивается взаимным оповещением и информированием о произошедших ДТП, потребностях в силах и средствах привлекаемых органов управления, подразделений и сил, эффективным управлением работами по ликвидации ДТП.

В интересах взаимодействия осуществляются следующие функции:

органами внутренних дел субъектов Российской Федерации:

информирование (оповещение) заинтересованных органов управления, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия; координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, связь и оповещение на месте ДТП; содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия ТС, задействованных в ликвидации последствий ДТП; принятие мер по оказанию ПП пострадавшим на месте ДТП; обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП; оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП; организация движения на подъездах к месту ДТП; участие в АСР в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию; охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП;

органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:

привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденных ТС, оказание ПП и др.); организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП; организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) ТС, места ДТП и прилегающей территории, проведения мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация тушения пожаров и проведения первоочередных АСР; организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности;

органами управления здравоохранением:

привлечение необходимых сил (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи пострадавшим;

обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, при эвакуации пострадавших с места ДТП и непосредственно в медицинских учреждениях.

Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется должностным лицом органов внутренних дел. При первоочередном прибытии на место ДТП должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, они в своих действиях руководствуются также положениями «Примерного Положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП».

Должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации последствий ДТП, обязано:

— оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию и организовать, при необходимости, спасение пострадавших;

— обеспечить безопасные условия работ по ликвидации последствий на месте ДТП;

— организовать, при необходимости, АСР.

При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями <*> в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В то же время, в соответствии с правовыми нормами Федерального закона «О пожарной безопасности» личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Примечание: под неправильными действиями подразумевается ситуация когда в ходе ликвидации последствий ДТП действия спасателей перестают соответствовать требованиям предъявляемым к подготовке и состоянию профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *