Разрешение на металлоискатель

Нужно ли разрешение на металлоискатель в России

В данной статье подробно рассказывается нужно ли разрешение на металлоискатель в России, и все что об этом надо знать. Поиски клада для многих людей по прежнему является приключенческим время препровождения и хотя сегодня в 21 веке простым обывателям кажется, что все клады уже давным-давно все найдены и выкопаны. Кладоискатели, несомненно, каждый день подтверждают обратное. Если же вы только собираетесь заняться столь захватывающим хобби, то стоит знать, что все культурное наследие: памятники, реликвии , архитектурные раритеты строго и серьезно охраняются законом и прежде чем заняться, таким хобби следует оформить документы и зарегистрировать официально свою деятельность.

Иначе, по закону РФ вам грозит довольно серьезный штраф от 500 000 до 1 000 000 руб. в соответствии со ст. 243-2 УК РФ «Незаконные поиски и изъятие из мест залегания археологического наследия».

С июля 2013 года в силу вступили поправки касающиеся поиска клад с помощью металлоискателя (Федеральный закон №245 «Закон о металлоискателях или закон о незаконном кладоискательстве). Причем большинство из принятых законом норм подверглось критике. Ведь в соответствии с новым законом под статью автоматически попадаю археологи любители. Так как практически на всей территории России можно найти следы существования человека и этим следам без малого более ста лет, а сами предметы нельзя обнаружить без металлоискателя. Так что хочется, надеется, что закон будет дорабатываться, а юных натуралистов жаждущих поиска клада не будут сажать на скамейку подсудимых.

До недавних пор по факту разрешение на металлоискатель в России не требовалось, так как вы регистрируете не его, а свою деятельность, которая может классифицироваться как кладоискательство. Оборудование для поиска клада, в том, числе металлоискатель не запрещается покупать, продавать, хранить и использовать.

Впрочем, не стоит радоваться раньше времени, в настоящий момент в Госдуме рассматривается закон о вводе лицензий на металлоискатели. Так, что вполне возможно, что разрешение на металлоискатель в России в будущем будет необходимо. Это то, что касается нашей Родины.

Если вы намерены начать поиски заграницей, то металлоискатель необходимо регистрировать. По закону если в аэропорту у вас найдут металлоискатель без документов, то его имеют право конфисковать. Кроме того поиск клада во многих зарубежных странах могут повлечь за собой преследования. В некоторых странах вас могут даже посадить. Поэтому лучше всю информацию получить еще на Родине.

Теперь, что касается основного закона о кладоискательстве в нашей стране. Для того, чтобы начать искать и копать вам необходимо оформить так, называемый открытый лист.

Открытый лист – это документ, который выдается в «Росохранкультуре» или Федеральная служба по надзору в области культурного наследия.

Для получения открытого листа необходимо иметь следующие документы:

  • свидетельство об окончании высшего учебного заведения по исторической специальности;
  • опыт работы более 3 лет;
  • кроме того будет хорошим бонусом если вы уже участвовали в раскопках совместно с какой-нибудь экспедицией.

Зачем это нужно?

В законе 243.2 речь идет о порче ископаемых и предметах культурного наследия. Вещи, пролежавшие в земле неизвестно, сколько лет под землей могут обладать исключительной хрупкостью. Ведь земля – это сильнейший природный разрушитель, обладающая всеми щелочными свойствами. Земля она как желудок человека, все, что попадает в неё переваривается вопрос только во времени. Исходя из закона, приступить к раскопкам могут только опытные люди, знающие, где и что можно найти.

Итак, подведем итоги в соответствии с новым законом разрешение на металлоискатель в России должно находится с вами. Кроме того необходимо оформить компанию или научно-исследовательскую организацию, для того чтобы начать проводить раскопки, кроме того необходимо будет оформить открытый лист, для составления отчетов перед государственными службами по надзору. Соответственно, дорога для копателей любителей теперь закрыта, и физическим лицам получить разрешение на поиск клада, практически невозможно.

Основные статьи

Давайте прямо пройдемся по основным статьям, которые касаются кладоискателей. По сути все основные положения изложены в трех статьях: одна в КоАП РФ и две в УК РФ.

Про ст. 7.15 в КоАП РФ коротко скажем, что она запрещает проведение полевых работ без специального разрешения (открытого листа).

За ее нарушение «светит» штраф от 1,5 до 2,5 тыс. рублей с конфискацией найденного и используемых инструментов (металлодетектора тоже).

Читай также: рюкзак для металлоискателя — обзор 9 вариантов по функциональности, качеству, комфорту

Как избежать данных санкций мы рассмотрим подробно на примерах уголовных статей, так как состав преступления у них практически идентичный.

Рассмотрим ст. 243 и 243.2 УК РФ

В п. 2 данной статьи говорится про те же нарушения только в отношении особо ценных объектов и санкции предусмотрены практически в два раза жестче по сравнению с п. 1.

Также, в п. 3 говорится, что если поиск ввелся с металлодетектором, то это еще больше усугубляет вину и применяется еще более строгие санкции.

Читай также: Golden Mask 5: подробный обзор конструкции и настроек, сравнение с другими приборами

Разбор статей и вывод

Но давайте дословно разбираться в похожих по сути друг на друга ст. 243 и 243.2 УК РФ.

Для начала разберемся, что имеет ввиду закон под термином «повреждение объектов культурного наследия»

В целом тут понятно — если выкопаешь объект из земли, то «стоимость восстановительных работ» с умением при необходимости наших государственных органов составлять сметы легко перевалит за 500 тыс. руб.

Эти две статьи четко определяют где точно нельзя заниматься копом — на территориях объектов культурного наследия, которые внесены в реестр и охраняются государством.

Существует сервис для проверки объектов, внесенных в данный реестр.

Где на карте нарисованы объекты, включенные в реестр. То есть перед там как выезжать в поле можно легко проверить не собираетесь ли вы поехать на место, с которого есть вариант вернуться только года через 4.
Это во-первых.

Читай также: Tesoro Tejon: подробный разбор металлоискателя, отзывы покупателей, видео с копа и находок

Во-вторых, законодательством четко определено понятие культурного слоя. И применять санкции могут только за его повреждение.

Под ним подразумевается слой в земле или под водой, в которых есть следы жизнедеятельности человека, и эти следы превышают сто лет.

То есть теперь понятно, что на пляжах и на полях где и так пашут землю каждый год копать можно без всяких проблем.

И в-третьих, подводя итог, на наш взгляд, заниматься «копом» можно вообще в любом месте кроме двух моментов: нельзя на территории, которая охраняется государством как культурное наследие и где визуально есть следы жизнедеятельности людей старше 100 лет.

Читай также: Nokta Impact — обзор металлодетектора: отзывы, примеры находок, реальные видео с копа

Лайфхаки

Расскажем правила, которые помогут избежать неприятностей.

Но для начала небольшая вставка. Мы писали это для таких же любителей поиска как мы, для которых металлоискатель это хобби. Ни в коем случае не хотим обманывать государство, единственная цель публикации — чтобы честные копатели не попадали в бюрократию, в непонятную волокиту и не страдали от этого.

Если же вы зарабатываете на этом деньги, занимаясь поиском самородков или еще что-то в этом роде — платите налоги и спите спокойно.
Если вы нашли действительно ценную уникальную вещь, которая расскажет про какую-то часть истории нашей страны — передайте ее в музей (будущее поколение будет благодарно вам за это).
Если вы действительно «черный копатель» во всех плохих смыслах этого слова, то мы желаем чтоб лучше аппарата чем Bounty-Hunter Tracker 4 вам в руки не попадал.

Из нашего опыта мы знаем, что общение с полицией это такой словесный баттл, кто покажет хоть малейшую слабость тот и проиграет. Просто запомнив несколько правил очень легко избежать любых наказаний.

Читай также: Nokta Makro Invenio: рассмотрим все преимущества модели и сравним с аналогами

Во-первых, законом определено, что все что находится в земле, воде — принадлежит государству (не отрицайте это перед полицией).
Во-вторых, если вы найдете какую-то вещь, которой более 100 лет по закону надо отдать ее тоже государству (не отрицайте это перед полицией).
В-третьих, с метталлоискателем вы хоть в ночной клуб можете зайти или по центральной площади ходить, не говоря уже о прогулке по полю с ним, никто не имеет право у вас его конфисковать, сам факт хождения с металлоискателем не противозаконен.

Если вы хорошо вникли в текст и если мы смогли донести основную мысль то вы должны были понять 3 пункта: если не ходить с металлоискателем по охраняемым государством объектам, если не ходить по местам где есть явные, визуально легко находимые свидетельства жизнедеятельности людей более ста лет назад и если вас не поймают с поличным с предметами культурной ценности старше ста лет то никаких проблем у вас не будет при правильном общении с полицией.

Как избежать нарушения первого пункта мы уже рассказали. Про второй скажем, что это тоже проверяется все на старых картах если вы хотите безопасности прям чтоб «комар носа не подточит». Но по факту, понятное дело, что как раз то по старым поселкам, деревням мы в том числе и ездим, но на месте неопытному глазу практически непонятно что там была какая-то жизнедеятельность когда-то.

Ну и третий пункт и по сути самое главное — вас не должны поймать с поличным с находкой, которая относится к культурной ценности. Ну тут уже масса вариантов как это шанс минимализировать — заехать очень далеко; чаще ходить к машине и складывать находки; выкопать рядом с машиной яму для находок и т.д. вариантов много.

Читай также: Makro Deephunter 3D Pro Package: подробный обзор металлоискателя

Возможные находки

На территории РФ попадаются многочисленные монеты из разных эпох, иногда находят даже римские динарии. Частые находки это медные полушки времен Екатерины и советские монеты. Состояние к сожалению у них плачевное и называют их какалики.

Есть возможность найти клад медных , золотых или серебряных монет, но везет единицам.

Часто попадаются наконечники стрел, предметы быта древних народов Руси.

Попадаются предметы Великой Отечественной войны боеприпасы, гильзы, оружие, с такими предметами соблюдайте осторожность, так как есть возможность подорваться либо сесть в тюрьму за незаконное хранение оружия.

Знайте что распространенные и самые частые находки поисковика это гвозди, пробки и какалики.

Иногда на территории РФ можно обнаружить тело погибшего солдата во время ВОВ, что делать в этой ситуации непонятно и каждый решает сам.

Мы бы советовали сообщить об этом правоохранительным органам и поисковым организациям что бы установить личность солдата, провести его перезахоронение и возможно найти родственников и сообщить им. Но в этой ситуации Вам придется объясняться с правоохранительными органами, возможно получите штраф.

Законность копа в 2019 году

В последние пару лет у миллионов любителей старины и истории, которые занимаются достаточно интересным хобби, а именно поиском с металлоискателем или на жаргоне просто копом, появилась проблема в виде статьи административного кодекса под номером 7.15 (Проведение археологических полевых работ без разрешения) по которой следует достаточно суровое наказание. По этой статье было уже привлечено множество копателей к административной ответственности, и до сих пор привлекается.

Итак рассмотрим о чем гласит эта статья (без должностных лиц):

КоАП РФ Статья 7.15. Проведение археологических полевых работ без разрешения

  1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ;
  2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ;
  3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, —
    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Из статьи следует что если Вас в поле задержали за археологическими полевыми работами с использованием металлоискателя и без разрешения (открытого листа) то вам грозит штраф от 2000 – 2500 тыс. руб. и конфискация металлоискателя и предметов добытых в результате археологических работ.

Итак если к вам подъехали сотрудники полиции или другие ответственные должностные лица и хотят привлечь Вас по статье 7.15 то они должны предъявить суду следующие доказательства:

Доказать факт проведения археологических работ – доказательства могут быть следующие:

  • найденные у Вас в карманах в результате досмотра предметы старины со следами изъятия из земли,
  • наличие лопаты и металлоискателя и что бы ваши действия соответствовали термину археологические работы.
  • видеосъемка.

Термин археологические работы в статье 45.1 ФЗ Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» звучит так:
Археологические полевые работы это работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов.

Исходя из написанного, если должностные лица которые пытаются привлечь Вас по статье 7.15 КоАП РФ, не смогут доказать что Вы вели археологические полевые работы, то Ваши действия абсолютно законны, и Вы можете искать любые предметы (ключи, кольца, болты, гайки и прочие металлические предметы) с применением металлоискателя.

Статья 243.2 Уголовного кодекса РФ

Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

  1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, —
    наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, —
    наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  3. Те же деяния, совершенные:
    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;
    б) лицом с использованием своего служебного положения;
    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания:

  1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
  2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Где грань между административным и уголовным наказанием не понятно, пытались запросить государственные органы для прояснения, в ответ к сожалению ничего не получили, будем пробовать дальше, но однозначно что если задержали при раскопках на объектах культурного наследия то это скорее всего будет статья 243.2 УК РФ.

Как копать законно

Копать законно можно, а вот проводить поиск археологических предметов нельзя поэтому чтобы копать законно делаем следующее:

  • Не ищем предметы старины, а ищем потерянные ключи от машины, кольца золотые, серьги жены, металлолом и прочие вещи;
  • Если случайно нашли какой то предмет старины, не кладем его в карман и не трогаем, а закапываем обратно;
  • Во избежание конфискации металлоискателя, лопаты и прочих технических средств, технические средства берем в аренду и носим с собой договор аренды;
  • Не копать и не приближаться с металлоискателем и лопатой к объектам культурного наследия;
  • Не выкладывать свои находки в соцсетях, возможно не стоит вступать в тематические группы под своим настоящим аккаунтом все это может быть использовано против Вас в суде;
  • Если на Вас составляют протокол то пишем в нем что археологическими работами не занимались, искали кольцо, серьгу, браслет и прочее, если в результате досмотра у вас нашли монеты и прочие найденные вещи то пишите что в процессе поиска кольца, случайно нашли какие то предметы и хотели их сдать в полицию для передачи государству, поиска хозяина и определения их ценности, но лучше чтобы их не нашли;
  • Учим сами и разъясняем свои права сотрудникам полиции, только в культурной форме;
  • Смотрим что пишем в протоколе и читать все внимательно перед тем как подписывать его.
  • По поводу пляжей как многие говорят что там нет культурного слоя, если пляж официальный, то проблем не будет, но официальные пляжи возможно есть только в Краснодарском крае и Крыму, и то надо проверять документы, в основном все пляжи дикие и могут находится на территории объектов культурного наследия, пример берег реки Оки, в районе деревни Лужки, Московской области, либо дикий пляж рядом с переправой Дмитрия Донского примерно в тех же местах, в связи с чем можно легко попасть под 243.2 УК РФ даже на пляже.
  • Помним что у нас не прецедентное право, поэтому если все судебные решения положительные, то именно Ваш может быть отрицательным, и наоборот.

При этом помним что если Вас хотят досмотреть то должна быть соблюдена следующая процедура:

  • Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
  • Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
  • В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
  • О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
  • В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.
  • В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
  • Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Вопросы которые были поставлены министерству культуры по поводу копа:

Вопрос по поводу использования металлоискателя

Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено ?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи ?

Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист ? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству ? или оставить их там же?

Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия ? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

5)Из закона:
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли ?

Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.

Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

Порядок
передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

№ 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

25.05.2017 направил следующее письмо:

Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
Выдержка из закона
«В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. «

3)Есть сайт :
http://wolmar.ru/
http://ucoins.ru/
Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф ? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки ?

4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги ? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
Объясните грань между поиском денег и археологических предметов ?

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *