Ст 134 ТК РФ индексация заработной платы

Комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Одной из основных государственных гарантий по оплате труда является принятие мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы (абз.3 ч.1 ст. 130 ТК РФ).

Согласно положениям комментируемой статьи обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

Таким образом, предусмотренная ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя периодически проводить индексацию заработной платы обусловлена исключительно ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация заработной платы направлена на то, чтобы заработная плата росла не меньшими темпами, чем цены на товары и услуги.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 25 марта 2002 года N 23.

Индекс потребительских цен является важным показателем, характеризующим инфляционные процессы в стране, и используется, в том числе, в целях пересмотра минимальных социальных гарантий населению, характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

2. Законодателем предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Например, согласно положениям письма Минздравсоцразвития РФ от 20 мая 2011 года N 22-1/10/2-4937 «Об индексации заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджетов» в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2014 года бюджетные ассигнования были определены исходя из индексации в 2011 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 1 июня 2011 года на 6,5%. В связи с этим индексация заработной платы работников подведомственных учреждений с 1 июня 2011 года была обеспечена в пределах указанных ассигнований.

Иные работодатели производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА.

В письме Роструда от 19 апреля 2010 года N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем» указано, что в случае, если в ЛНА организации не предусмотрен такой порядок, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации ЛНА.

По мнению Р.Яковлева, «государство не устанавливает никаких гарантий относительно заработной платы работников при росте потребительских цен на товары и услуги. Решение всех вопросов индексации заработной платы оно перекладывает на собственников организаций, не предъявляя к ним никаких требований, кроме установления нужного им порядка индексации заработной платы. При этом слова «порядок индексации» собственник организации может понимать так, как он хочет. Не случайно во многих коллективных договорах избранный порядок описывается лаконично: «Работодатель производит индексацию заработной платы по мере изыскания необходимых средств».

________________
Яковлев Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации // Человек и Труд. 2008. N 1.

Аналогичные сведения представлены Зуйковым А., который указывает, что, «как правило, индексация проводится лишь крупными компаниями, присоединившимися к отраслевым соглашениям, в которых это обязательство зафиксировано. В небольших организациях подобная корректировка фонда оплаты труда практически не практикуется. А если и есть упоминание об индексации в коллективном или трудовом договоре либо внутреннем нормативном акте, то с оговоркой: «При наличии у работодателя финансовых возможностей».

________________
Зуйков А. Индексация заработной платы: «гарантийное» право // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2012. N 21. С.17.

Вместе с тем по вопросу конституционности положений ст. 134 ТК РФ КС РФ обращает внимание на то, что индексация заработной платы по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права (см. определение КС РФ от 17 июня 2010 года N 913-О-О).

Помимо индексации начисленной заработной платы перерасчету подлежат иные суммы, связанные с задержкой заработной платы.

Так, согласно п.55 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.

Другой комментарий к ст. 134 ТК РФ

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Консультации и комментарии юристов по ст 134 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 134 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем»). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей — физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).

Комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса РФ

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Статья 130 ТК РФ. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

1. Одной из основных гарантий, закрепленных в ст 130 ТК РФ, признается величина МРОТ. Минимум заработной платы выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки или размер должностного оклада работника не может быть ниже МРОТ (см. коммент. к ст. 133).

2. В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (см. коммент. к ст. 134).

3. Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (см. коммент. к ст. ст. 137, 138).

4. Следующей гарантией по оплате труда работников, отнесенной к государственным, является ограничение оплаты труда в натуральной форме (см. коммент. к ст. 131).

5. Среди гарантий перечисленных в статье 130 ТК РФ, названо и обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (ст. 134 Закона о банкротстве).

Признание работодателя банкротом рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в т.ч. права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 Закона о банкротстве признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда).

Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 Закона о банкротстве).

Пункт 6 ч 1 ст 130 ТК РФ гарантирует защиту работника в случае неплатежеспособности работодателя. При недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение КТС, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (п. 2 ст. 855 ГК). Указанная норма применяется с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», т.е. списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и выдача средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, должны производиться в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК в первую и во вторую очередь.

6. Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы также государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Эти гарантии носят общий характер и имеют значение не только при применении правовых норм об оплате труда, но и норм других институтов трудового права (см. ст. ст. 353 — 369 ТК).

7. В качестве гарантии по оплате труда упоминается и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных законодательством о труде и нормативными соглашениями. Применительно к оплате труда основным нарушением работодателей является задержка выплаты заработной платы. Это нарушение влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц. Во-первых, работодатель за каждый день задержки выплаты заработной платы выплачивает компенсацию (см. коммент. к ст. 236). Во-вторых, руководители и иные должностные лица организаций, виновные в задержке выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной (ст. ст. 195, 362, 419 ТК), административной (ст. 5.27 КоАП) и уголовной (ст. 145.1 УК) ответственности. В-третьих, работник может прибегнуть к самозащите своего права на получение заработной платы своевременно и в полном объеме (см. коммент. к ст. 142 ТК), т.е. приостановить выполнение трудовых обязанностей до выполнения работодателем своих обязательств.

Иные нарушения законодательства об оплате труда, например невыплата премии, установленной системой оплаты труда, оплата сверхурочных работ в одинарном размере, выплата заработной платы полностью в натуральной форме (п 5 ч 1 ст 130 ТК РФ)., могут повлечь административную ответственность работодателя и (или) его должностных лиц (ст. 5.27 КоАП). Если нарушаются требования коллективного договора или соглашения, например об установлении доплаты определенного размера за работу в ночное время, работодатель либо лицо, его представляющее, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП.

8. К государственным гарантиям ТК относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы (см. коммент. к ст. 136).

9. На территории Российской Федерации в силу ее международных обязательств (ст. 10 ТК) действует еще одна гарантия, не предусмотренная непосредственно Трудовым кодексом. Это запрещение цессии в отношении заработной платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949), которая ратифицирована СССР 31 января 1961 г. и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

Индексация зарплаты: выбираем «базовый» месяц правильно

Чтобы без ошибок проиндексировать зарплату, первым делом нужно правильно определить «базовый» месяц — своего рода «точку отсчета», от которой отталкиваются для исчисления коэффициентов индексации. Поэтому давайте вспомним основные правила, предусмотренные Порядком № 1078*, которые помогут верно определиться с «базовым» месяцем.

* Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Правило 1

В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индекс потребительских цен (ИПЦ) принимают за 1 или 100 %. Для дальнейшей индексации ИПЦ исчисляют нарастающим итогом с месяца, следующего после месяца такого повышения (абз. 1 и 2 п. 5 Порядка № 1078).

Правило 2

В случае увеличения зарплаты только лишь за счет постоянной надбавки, доплаты, премии и т. д. без повышения оклада сумму индексации не нужно уменьшать на размер такого повышения зарплаты (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078).

Правило 3

Для вновь принятых, переведенных работников и работников, вышедших из отпуска для ухода за ребенком до 3 (6) лет, исчисление ИПЦ для проведения индексации осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада) по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078).

Какой же вывод следует из этих основных трех правил определения «базового» месяца? Основной вывод: практически во всех случаях «базовым» месяцем считается месяц повышениядолжностного оклада. И расчет ИПЦ проводят не индивидуально для каждого работника в зависимости от приема его на работу и роста его доплат и надбавок, а с момента последнего пересмотра тарифной ставки (оклада) — по должности, которую занимает работник (абз. 3 п. 5 Порядка № 1078).

Ну а дальше — ситуации.

Классика жанра — повышение оклада

Итак, точкой отсчета для исчисления ИПЦ с целью проведения индексации является месяц повышения должностного оклада (тарифной ставки). В этом месяце значение ИПЦ принимают за 1 или 100 %, а прирост ИПЦ рассчитывают с месяца, следующего за «базовым». При этом начисление индексации проводится в месяце, следующем за месяцем, в котором был официально опубликован индекс инфляции (пп. 3 и 4 ст. 4 Закона об индексации, п. 11 Порядка № 1078).

Это означает, что месяц повышения оклада (ставки) всегда является «базовым» с целью индексации зарплаты.

Однако когда наступит право на индексацию зарплаты, а также каким будет коэффициент текущей индексации, зависит от размера прироста ИПЦ.

Пример 1. Работнику в январе 2017 года повысили должностной оклад (3200 грн.). Других доплат и надбавок нет.

Январь 2017 года является месяцем повышения должностного оклада, так называемым базовым. Причем независимо от суммы повышения оклада. Сам факт повышения должностного оклада будет являться основанием для изменения старого «базового» месяца на новый — январь 2017 года. Исчисление ИПЦ для текущей индексации будут осуществлять с февраля — месяца, который следует за месяцем повышения оклада.

Право на индексацию зарплаты для «базового» января 2017 года впервые наступило в июне 2017 года. Коэффициент индексации составил 3,7 % (1,01 февраль х 1,018 март х 1,009 апрель х 100 — 100), сумма индексации — 62,31 грн. (1684 грн. х 3,7 %).

На этот же коэффициент индексируют зарплату и в июле, и в августе 2017 года. В сентябре — на коэффициент 6,9 %.

Установлена постоянная надбавка/доплата

Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. д.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца. …

Другие материалы из «Бухгалтер911», 2017, № 38:
Первичный документ «опаздывает»: как и когда отражать его в учете
Обновленная форма № 20-ОПП: правила заполнения и подачи
Наименование юрлица указано «наоборот»: действительна ли первичка?
«Электронный кабинет»: «покращення» в пути
«Кто там?», или БезПЕЧАТный документ
Индексация зарплаты за сентябрь 2017 года
Ошибочно подали декларацию: что делать?
Выходное пособие чернобыльцу: (3 + 1) или только 3?
Амортизация автомобиля у предпринимателя: «первый блин — комом»
Как правильно отразить возвраты в Книге учета предпринимателя-общесистемщика
«На пенсию перехожу!»: предпринимательские хлопоты

Подписаться на «Бухгалтер911»

Отличия повышения окладов и индексации зарплаты

Многие работодатели ошибочно считают, что если они ежегодно повышают оклады на предприятии, то нет необходимости индексировать зарплату.

Дело в том, что увеличение окладов и индексирование заработка – это две разные вещи. Ведь оклад может быть повышен одному или всем сотрудникам. Кому-то повышение будет сделано на 10% от оклада, а кому-то на все 50%. При повышении оклада издается приказ, утверждается новое штатное расписание, подписывается дополнительные соглашения к трудовым договорам. Цель увеличения оклада – заинтересовать конкретного сотрудника в дальнейшем сотрудничестве.

Цель индексация зарплаты – привести заработок трудящихся в соответствие с текущими потребительскими ценами и тем самым, как минимум, зафиксировать их качество жизнина прежнем уровне.

Индексация заработной платы в отличие от повышения окладов проводится единовременно всем работникам на один и тот же коэффициент.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Индексация зарплаты: рекомендации

В связи с отсутствием единого порядка рекомендуем для соблюдения трудового законодательства всем организациям принять внутренний документ, регламентирующий порядок проведения индексации зарплат. Это оградит компании от неприятностей в случае проверки соблюдения норм трудового права и позволит исполнителям иметь четкое представление о ее процедуре.

Пункты, которые должен содержать локальный нормативный акт об индексации:

  1. Периодичность индексирования зарплаты: ежемесячно, ежеквартально, каждое полугодие, ежегодно. Раз в месяц или в квартал проводить индексацию нежелательно, так как это очень трудоемкий процесс, особенно на предприятиях с большим штатом. Важно, чтобы индексация проводилась не реже 1 раз в год, например, ежегодно с 1 января.
  1. Уровень индексации. В силу неопределенности вопроса допустимопривязать данный коэффициент:
  • к индексу потребительских ценза конкретный период в регионе местонахождения компании или по России в целом;
  • к официально признанному федеральному или региональному уровню инфляции;
  • к увеличению длятрудоспособного населения прожиточного минимума общероссийского или регионального;
  • к росту минимального размера оплаты труда в целом по стране или по региону.

Если ни один из этих показателей не устраивает, то нигде нет указания на то, что нельзя установить конкретный коэффициент, на который регулярно будет индексироваться оплаты труда.

Важно, чтобы обязательно был разработан и утвержден документ, регламентирующий индексирование заработка и его требования выполнялись бы в беспрекословном порядке.

Какие составляющие заработка необходимо индексировать

Чтобы провести обязательное индексирование оплаты труда достаточно проиндексировать постоянную его часть – оклад, тарифную ставку, сдельную расценку. В большинстве компаний все остальные части заработка – надбавки, премии, как правило, привязаны в процентном соотношении к постоянной составляющей. Поэтому их увеличение естественным образом потянет за собой и увеличение всего остального.

Но нужно учесть, что если на предприятии надбавки и премии, зафиксированы в трудовых, коллективных договорах или в Положении об оплате труда в конкретнойцифре, то их индексация в таком случае не повлечет за собой индексацию надбавок и премий. И тогда индексация заработка будет носить частичный характер. Поэтому нельзя считать, что в связи с ростом потребительских цен работники не потеряли в оплате труда.

Поэтому в организациях, в которых выплата надбавок и премирование производится в фиксированных суммах, желательно для проведения полной индексации включить их в локальный нормативный документ об индексации заработка.

Зависимость величины оплаты труда от выбранного коэффициента индексации

При выборе коэффициента, на основании которого в организации будет проводиться периодическая корректировка заработной платы сотрудников, необходимо предварительно просчитать, что смогут получать трудящиеся за свой труд в конечном итоге.

Пример #1. Варианты расчета индексации зарплаты

Рассмотрим, как изменится заработок сотрудника в 2016 году в компании ООО “Альфа” по сравнению с 2015 годом при выполнении им всех плановых показателей и не нарушении режима труда. Для наглядности результаты расчетов сведем в таблицу ниже.

Иванову в 2015 году установлен оклад 30000 руб. Ежемесячно он получает надбавку в размере 15% за выполнение плана и 5% за отсутствие нарушений трудового распорядка.

Рассчитаем размер заработной платы для различных коэффициентов индексации зарплаты (варианты 1-3). Перерасчет зарплаты проходит ежегодно 1 января ему индексируют зарплату на уровень:

  • Вариант 1: МРОТ, установленный на новый год по сравнению с прошлым годом.
  • Вариант 2: на официально заложенный уровень инфляции на следующий год
  • Вариант 3: на установленный в организации коэффициент индексации заработка -1,05.

Заработок Иванова в 2015 году составит с учетом надбавок составил 36000 рублей.

Расчет по Варианту №1

МРОТ по РФ в 2015 году составил 5965 рублей. На 2016 год он установлен 6204 рубля.

Следовательно, коэффициент увеличения заработка в зависимости от роста МРОТ составит:

6204 / 5965 = 1,04

Заработок Иванова в 2016 году по варианту 1 вырастет на 4%:

36000 х 1,04 = 37440 рублей

Расчет по Варианту №2

На 2016 год властями заложен уровень инфляции 6,4%. На этот процент вырастет и заработок:

36000 х 1,064 = 38304 рубля

Расчет по Варианту №3

В 2016 году заработок по 3-му варианту составит:

36000 х 1,05 = 37800 рублей

Вариант

Заработок в 2015 году, в рублях Заработок 2016 году, в рублях

Сумма реального роста увеличения оплаты труда, врублях

Вариант 1 36000 37440 1440
Вариант 2 36000 38304 2834
Вариант 3 36000 37800 1800

Из примера наглядно видно, что уровень индексации оплаты труда напрямую зависит от выбранного показателя индексации.

Зависимость величины оплаты труда от выбранного коэффициента индексации и принятого метода материального стимулирования работников

Поощрение сотрудников может производится либо в процентном соотношении к окладу, тарифной ставке или сдельной расценке, либо быть постоянной величиной.

Пример #2. Расчет индексации зарплаты с премией и надбавками

Рассмотрим ситуацию, когда Иванову ежемесячно положены не надбавки в процентном соотношении к окладу, а выплачивается за те же показатели фиксированная премия 6000 рублей. И примем, что на предприятии индексируют только оклады.Все остальные данные оставим без изменений. Результат от проведенного мероприятия показан в таблице ниже.

Вариант Заработок 2016 году, в рублях Сумма реального роста увеличения оплаты труда, врублях
Вариант 1 37200 1200
Вариант 2 37920 1920
Вариант 3 37500 1500

Из данного примера очевидно, что при подобном способе премирования и индексации только окладов работающие серьезно теряют в заработке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *