Транспортные расходы

Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0

О прямых и косвенных расходах производства в бухгалтерском и налоговом учете мы писали в номере 5, стр. 6 «БУХ.1С» за 2016 год. В этой статье речь пойдет о расходах на продажу продукции (товаров, работ, услуг). Как учитываются транспортные расходы в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0? Отвечают эксперты 1С.

Итак, продукция выпущена, определены прямые и косвенные расходы производства. Но предприятие продолжает нести расходы, теперь уже связанные с продажей произведенной продукции. Такие расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу. Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг) предназначен счет 44 «Расходы на продажу» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, в составе коммерческих расходов учитывают, в частности, расходы:

  • на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • доставку и погрузку продукции;
  • оплату услуг посреднических организаций, через которые реализовывалась готовая продукция;
  • содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
  • оплату труда продавцов;
  • упаковку готовой продукции;
  • рекламу готовой продукции;
  • представительские расходы;
  • командировки сотрудников отдела сбыта;
  • другие, аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, в составе расходов, связанных приобретением и продажей товаров, могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

  • на перевозку товаров;
  • на оплату труда;
  • на аренду;
  • на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
  • по хранению и подработке товаров;
  • на рекламу;
  • на представительские расходы;
  • другие, аналогичные по назначению расходы.

Если организация занимается исключительно торговыми операциями, то все управленческие расходы можно считать связанными с куплей-продажей товаров, и поэтому учитывать такие расходы в бухгалтерском учете также следует на счете 44. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» организация будет задействовать только в том случае, если начнет осуществлять другие виды деятельности, связанные с производственным процессом.

Накопленные на счете 44 суммы могут списываться полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании производственные предприятия распределяют расходы на упаковку и транспортировку между видами отгруженной продукции, а торговые организации распределяют расходы на транспортировку между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.

Все остальные расходы на продажу ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Что касается налогового учета, то как правило, все коммерческие расходы (за исключением транспортных) признаются косвенными и уменьшают налогооблагаемую прибыль в момент признания расходов. В то же время, согласно требованиям главы 25 НК РФ для некоторых коммерческих расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения их предельной величины (представительские расходы, расходы на рекламу, расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции и т. д.).

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

К ТЗР, например, могут относиться:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  • плата за временное хранение грузов;
  • другие расходы.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
  • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:

  • включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
  • включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.

Для учета транспортных расходов никаких специальных настроек регистра сведений Учетная политика выполнять не требуется.

Рассмотрим пример, в котором организация учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Для упрощения восприятия все суммы в примере указаны без учета НДС.

Пример 1

Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.

В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

  • приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
  • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
  • покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
  • покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.

В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:

  • приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
  • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
  • покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.

Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:

Дебет 41.01 Кредит 60.01 — на стоимость товара без НДС; Дебет 19.03 Кредит 60.01 — на сумму НДС по поступившему товару.

Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).

Рис. 1. Поступление услуг по доставке товаров

При заполнении табличной части документа особое внимание следует обратить на заполнение поля Счета учета. Для автоматического расчета суммы списания транспортные расходы необходимо учитывать по статье затрат с видом расхода Транспортные расходы (рис. 2). Значение вида расхода выбирается из предопределенного списка Виды расходов (НУ).

Рис. 2. Выбор статьи затрат для учета транспортных расходов

В результате проведения документа Поступление услуг будут сформированы проводки:

Дебет 44.01 Кредит 60.01 — на стоимость транспортных услуг без НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС по транспортным услугам.

Если доставка осуществляется силами поставщика товаров, то операции по поступлению товаров и транспортных услуг можно регистрировать в одном документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары, услуги, комиссия.

Напоминаем, что в учетной системе реализация товаров в оптовой торговле регистрируется документом Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Продажи). Документ можно создать на основании документа Поступление (акт, накладная). В результате проведения документа Реализация (акт, накладная) будут сформированы проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 41.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.

Чтобы операции по отгрузке товаров без перехода права собственности были доступны пользователю, необходимо включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное). На закладке Торговля должен быть установлен флаг Отгрузка без перехода права собственности. Чтобы у пользователя была возможность начислять НДС по отгрузке без перехода права собственности, нужно установить одноименный флаг в регистре сведений Учетная политика на закладке НДС.

Для отражения операций по отгрузке товара без перехода права собственности нужно использовать документ Реализация (акт, накладная) с видом операции Отгрузка без перехода права собственности. В результате проведения документа будут сформированы проводки:

Дебет 45.01 Кредит 41.01 — на себестоимость отгруженного товара; Дебет 76.ОТ Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного при отгрузке товара.

Субсчет 76.ОТ «НДС, начисленный по отгрузке» предназначен для обобщения информации о расчетах по суммам налога на добавленную стоимость, начисленных по факту отгрузки без перехода права собственности.

После того как все хозяйственные операции в январе 2016 года отражены в учетной системе, сформируем оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41.01 «Товары на складах» и 45.01 «Товары отгруженные» и посмотрим остатки товаров на конец января. Конечное сальдо по счету 41.01 составляет 96 000, 00 руб., а конечное сальдо по счету 45.01 составляет 12 000,00 руб.

Теперь можно рассчитать сумму транспортных расходов, которая спишется на издержки обращения. Для автоматического списания прямых расходов по товарам, проданным в течение месяца, предназначена регламентная операция с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения». Эта регламентная операция включена в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).

В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» часть транспортных расходов, учтенных на счете 44.01, списывается на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения».

Рассмотрим подробно, каким образом в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 выполняется расчет в соответствии со статьей 320 НК РФ:

  • сумма прямых расходов на начало января и сумма прямых расходов, осуществленных в январе, составляет 20 000,00 руб. (0,00 руб. + 20 000,00 руб.);
  • стоимость приобретения товаров, реализованных в январе, и стоимость приобретения остатка товаров на конец января составляет 200 000,00 руб. (92 000,00 руб. + 96 000,00 руб. + 12 000,00 руб.);
  • рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец января: 20 000,00 руб. / 200 000,00 руб. х 100 = 10,00 %;
  • сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в январе товары, составляет 9 200,00 руб. (92 000,00 руб. х 10,00 %);
  • сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 10 800,00 руб. (108 000,00 руб. х 10,00 %).

Расшифровку расчета транспортных расходов за январь можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (рис. 3).

Сальдо на конец января по счету 44.01 соответствует остатку ТЗР, указанному в справке-расчете (10 800,00 руб.). Транспортные расходы списываются одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому разниц не возникает.

В феврале ООО «Новый интерьер» продолжает осуществлять покупку и продажу товаров. Реализован и товар, отгруженный без перехода права собственности. Эта операция выполняется документом Реализация отгруженных товаров (раздел Продажи). В результате проведения документа сформируются бухгалтерские проводки:

Дебет 90.02.1 Кредит 45.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 76.ОТ — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.

Сальдо на конец февраля по счету 41.01 составляет 116 000, 00 руб., а счет 45.01 остатка на конец февраля не имеет.

Рассмотрим теперь, каким образом выполняется расчет списания ТЗР в феврале при выполнении регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения»:

  • сумма прямых расходов на начало февраля и сумма прямых расходов, осуществленных в феврале, составляет 22 560,00 руб. (10 800,00 руб. + 11 760,00 руб.);
  • стоимость приобретения товаров, реализованных в феврале, и стоимость приобретения остатка товаров на конец февраля составляет 188 000,00 руб. (72 000,00 руб. + 116 000,00 руб.);
  • рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец февраля: 22 560,00 руб. / 188 000,00 руб. х 100 = 12,00 %;
  • сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в феврале товары, составляет 8 640,00 руб. (72 000,00 руб. х 12,00 %);
  • сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 13 920,00 руб. (116 000,00 руб. х 12,00 %).

Расшифровку расчета транспортных расходов за февраль можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (см. рис. 3).

Рис. 3. Справка-расчет транспортных расходов за январь-февраль

При этом не образуется разниц между данными бухгалтерского и налогового учета.

Сформируем и автоматически заполним налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2016 года (условно считаем, что оборотов в марте нет). На рисунке 4 представлены строки 010-040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@). Отраженная по строке 020 сумма прямых расходов налогоплательщика, осуществляющего оптовую торговлю, составляет 181 840 руб.

Рис. 4. Фрагмент Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль

Кнопка Расшифровать позволяет получить расшифровку значения, указанного в выделенной строке. В строку 020 попадает:

  • отраженная по сроке 030 стоимость реализованных покупных товаров (164 000 руб.);
  • оборот по дебету счета 90.07 по данным налогового учета в корреспонденции со счетами затрат по статьям вида Транспортные расходы (17 840 руб.).

Двойным кликом мыши по строкам, указанным в расшифровке, можно получить детализированный отчет (обороты счета) данных налогового учета по объектам аналитики.

Используя настройки отчета для сравнения можно подключить и данные бухгалтерского учета, а также сведения о постоянных и временных разницах.

ИС 1С:ИТС

Подробнее см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет»:

  • об учете транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в составе расходов на продажу ;
  • об учете транспортно-заготовительных расходов при смене учетной политики.

Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться. О том, как учесть эти расходы и из чего они состоят, пойдет речь в статье.

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.

Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.

Состав транспортных расходов

Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:

— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);

— оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

— стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);

— плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

— плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.

При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.

Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.

Налоговый учет транспортных расходов

Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см. табл. 1 на с. 48).

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Распределение прямых транспортных расходов

Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;

Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора

Условия договора В учете поставщика В учете покупателя
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя.

Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.

Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.

Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя

Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается Прямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель — оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).

Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика

Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документе Формируются прямые расходы по доставке товара.

Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе

По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель — возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.

Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя

Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг Транспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара

4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.

Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы

Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х !Сост,

где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост — стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе. Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

ПРИМЕР 1

Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца — 200 000 руб.

Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, — 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.

При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

Особенности определения прямых расходов

Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом.

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов). Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая — косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.

Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы? В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

ПРИМЕР 2

Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).

Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов

Вид расходов Сумма, руб.
Расходы на ГСМ 350 000
Амортизация автомобилей 15 000
Зарплата водителей 45 000
ЕСН на зарплату водителей 9720

Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км : 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов:

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.

А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной — 2 000 000 руб.

В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.

Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности:

5 000 000 руб. : (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.

Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности:

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.

Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит:

299 800 руб. х 0,4 = 119 920 руб.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так:

— фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;

— себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.

ПРИМЕР 4

ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).

Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.

Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

— 600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15

— 620 000 руб. (600 000 руб. + 20 000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.

В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.

ПРИМЕР 5

Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.

В этом случае бухгалтер сделает такие записи:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

— 600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам.

Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:

— либо в себестоимости таких товаров;

— либо в составе расходов на продажу.

Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.

ПРИМЕР 6

Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 53 400 руб., амортизация транспортных средств — 5000 руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб. (без учета НДС).

Бухгалтер организации сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70

— 150 000 руб. — начислена зарплата водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69

— 53 400 руб. — начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02

— 5000 руб. — начислена амортизация транспортных средств;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

— 20 000 руб. — отражены расходы на ГСМ.

Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.

Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.

Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.

Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.

Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.

Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца) в порядке, аналогичном тому, который установлен для распределения транспортных расходов в налоговом учете (см. формулу на с. 48). Причем в бухучете нет неопределенности в вопросе о том, как распределяются транспортные расходы. Они распределяются не только на остаток товаров на складе, но и на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, которые учтены на счете 45.

ПРИМЕР 7

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, в бухучете составит:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

31 июля 2004 года бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44 субсчет «Транспортные расходы»

— 42 000 руб. (700 руб. + 56 000 руб. – 14 700 руб.) — списаны на себестоимость продаж транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам.

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль, см. в статьях: «Заполняем новую декларацию по налогу на прибыль» // РНК, 2004, № 5; «Заполняем декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2004 года» // РНК, 2004, № 13-14. — Примеч. ред.

Обратите внимание: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на оплату труда водителей, являются косвенными расходами.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Основными нормативными документами, которые помогают торговым организациям, а также прочим хозсубъектам осуществлять списание транспортных расходов являются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и приказ Минфина России «Об утверждении плана счетов…» от 31.10.2000 № 94н (далее — план счетов). Одновременно с правилами списания указанные документы регулируют и способы учета расходов по транспортировке.

При этом выделяют следующие способы учета таких расходов:

  • в составе активов, к которым они относятся;
  • как обособленные расходы.

В зависимости от выбранного метода учета порядок списания таких расходов подчиняется определенным правилам.

Согласно нормам п. 16 ПБУ 5/01 при отражении расходов по транспортировке в фактической себестоимости ТМЦ они будут списываться в составе этих активов по правилам списания стоимости активов одним из следующих способов:

  • по себестоимости единицы (далее — способ 1);
  • средней себестоимости (далее — способ 2);
  • себестоимости первых по времени приобретения МПЗ или методом ФИФО (далее — способ 3).

Выбранный метод организация обязана закрепить в учетной политике.

Рассмотрим использование каждого способа на примерах.

Пример 1

В апреле компания приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 206 500 руб. (в т. ч. НДС 31 500 руб.). При этом было закуплено 25 единиц. Расходы на доставку этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НС 9 360 руб.).

В мае было куплено то же наименование оборудования в количестве 5 единиц общей стоимостью 82 600 руб. (в т. ч. НДС 12 600 руб.).

Компания учитывает расходы на доставку в фактической себестоимости приобретенных товаров. В учетной политике закреплен способ 1 списания транспортных расходов.

В мае было реализовано 15 единиц оборудования, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.).

Определим стоимость товарной единицы, купленной в апреле: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Определим стоимость товарной единицы, купленной в мае: (82 600 – 12 600) / 5 = 14 000 руб.

Сумма реализованных ТМЦ к списанию: 9 080 × 7 + 14 000 × 8 = 175 560 руб.

Пример 2

Произведенные компанией операции аналогичны приведенным в предыдущем примере. Списание ТМЦ согласно учетной политике осуществляется по способу 2.

Определим среднюю стоимость товарной единицы: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360) + (82 600 – 12 600)) / (25 + 5) = 9 900 руб.

Сумма товаров к списанию: 9 900 × 15 = 148 500 руб.

Пример 3

Перечень хозопераций такой же, как в предыдущих примерах. При этом списание ТМЦ в компании производится по способу 3.

Стоимость первых по времени приобретения товаров: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Сумма к списанию: 15 × 9 080 = 136 200 руб.

Если же торговая организация согласно п. 13 ПБУ 5/01 отразит расходы на транспортировку ТМЦ отдельно, их списание может быть осуществлено как в полной сумме, так и частично. Частичное списание расходов обеспечивается путем их распределения. При этом торговые организация на общем режиме налогообложения, ведущие учет доходов и расходов методом начисления, должны распределять расходы на транспортировку.

Подробности — в статье «Распределение транспортных расходов на остаток товара».

Расходы к списанию определяются по следующей формуле:

ТР = (ТР1 + ТРт) – (ТР1 + ТРт) / (СТт + СТо) × СТо,

где: ТР — транспортные расходы к списанию за текущий месяц;

ТР1 — остаток транспортных расходов на начало месяца;

ТРт — транспортные расходы за месяц;

СТт — стоимость товаров, реализованных за месяц;

СТо — стоимость нереализованного товара.

Транспортные расходы списаны: проводка

Для учета расходов на транспортировку в зависимости от выбранного способа их учета возможно применение следующих счетов:

  • счета 41;
  • счета 44.

Списание же с указанных счетов производится в корреспонденции со счетом 90.02.

Пример 4

Рассмотрим, исходя из условий примера 1, проводки по списанию и оприходованию транспортных расходов.

Апрель 2016 года:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 227 000 руб. ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360));
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 40 860 руб.

Май 2016:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 70 000 руб.;
  • Дт 19 Кт 60 — отражен НДС в сумме 12 600 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка на сумму 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС с реализации 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость реализованных ТМЦ в сумме 175 560 руб.

Пример 5

В апреле компания, работающая на УСН, приобрела товары с целью их дальнейшей перепродажи. Их стоимость составила 175 000 руб. При этом было закуплено 25 товарных единиц. Расходы по доставке ТМЦ — 52 000 руб.

В мае были куплены товары того же наименования стоимостью 70 000 руб. в количестве 5 единиц. В мае же реализовано 15 товарных единиц, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 320 000 руб.

Расходы на транспортировку компания отражает на счете 44. При этом по окончании месяца она полностью списывает их на себестоимость после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Списание ТМЦ производится способом 1.

Апрель:

  • Дт 41 Кт 60 — приняты к учету товары на сумму 175 000 руб.;
  • Дт 60 Кт 51 — оплата транспортных расходов в размере 52 000 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены расходы по транспортировке товаров на 52 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке после их оплаты.

Май:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары на 70 000 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка в размере 320 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость товаров в сумме 161 000 руб. (175 000 / 25 × 7 + 70 000 / 5 × 8).

О транспортных расходах упрощенцев см. статью «Транспортные расходы при УСН “доходы минус расходы”».

Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?

О необходимости распределения расходов на транспортировку говорится в инструкции к плану счетов, а также ст. 320 НК РФ. Посмотрим, как данная процедура выглядит на практике.

Пример 6

На 31.03.2016 у компании нет остатков товаров. В апреле она приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 289 100 руб. (в т. ч. НДС 44 100 руб.). Расходы по доставке этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НДС 9 360 руб.).

Компания учитывает стоимость доставки на отдельном счете. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.). При этом себестоимость реализованного оборудования — 190 000 руб. Остаток оборудования на конец апреля — 55 000 руб.

Рассчитаем сумму расходов на транспортировку оборудования, списываемых в апреле:

  • Дт 41 Кт 60 — принято к учету оборудование на сумму 245 000 руб. (289 100 – 44 100);
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 44 100 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены транспортные расходы в размере 52 000 руб. (61 360 – 9 360);
  • Дт 19 Кт 60 — НДС 9 360 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — себестоимость реализованного оборудования 190 000 руб.

Определим сумму транспортных расходов к списанию в апреле: (52 000 + 0) – (52 000 + 0) / (190 000 + 55 000) × 55 000 = 40 326,53 руб.

Дт 90.2 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке покупного товара в размере 40 326,53 руб.

Расчет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

123

Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

— расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

— расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;
Примечание. Если работники организации, перечисленные в предыдущем абзаце, занимаются не только заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материалов, но и ценностей, относящихся к внеоборотным активам, готовой продукции, полуфабрикатам собственной выработки и т.п., то допускается отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство по соответствующим калькуляционным статьям накладных расходов;

— расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);

— наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

— плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

— плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

— расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

— стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;

— другие расходы.

Обычно Транспортно-заготовительные расходы составляют довольно ощутимую долю фактической себестоимости материалов.Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;

отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;

непосредственного (прямого) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов. Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов приведена в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. Если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также в случаях невозможности их отнесения непосредственно по конкретным видам и (или) группам материалов (например: по расходам, связанным с содержанием заготовительно-складского аппарата, оплате услуг сторонних организаций и т.п.) допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету «Материалы» или в целом по счету «Заготовление и приобретение материалов».

При применении метода учета ТЗР путем присоединения указанных расходов к счету «Заготовление и приобретение материалов» в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) входит сумма ТЗР и разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой.

Работа организаций, занимающихся торговлей товарами, сопряжена с необходимостью производить расчет транспортных расходов. Знание всех нюансов позволяет корректно отразить понесенные затраты. Кроме нормативно-правовых актов нужно руководствоваться еще и учетной политикой предприятия. Там, например, может быть закреплена возможность частичного списания затрат компании.

Формула расчета ТЗР на остаток товара

Большинство компаний при этом пользуются методикой, прописанной в статье 320 Налогового Кодекса РФ. Эта формула расчета ТЗР должна распространяться исключительно на транспортные расходы. Остальные же издержки, связанные с продажей, списываются в полном объеме. Таким образом предприятию удастся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

Для распределения ТЗР будет справедливо использование следующего варианта расчета:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – это средний процент транспортных расходов на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те транспортные расходы, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – транспортные расходы, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.

После чего производится расчет транспортных расходов на остаток товара путем перемножения показателей Т2 и К.

Пример. Компания «Интегра» рассчитывает транспортные расходы на остаток товара. За апрель 2018 года было продано изделий общей себестоимостью 800 000 рублей. Нереализованными остались товары на сумму 200 000 рублей. Остаток ТЗР на начало месяца составлял 25 000 рублей, а общая сумма ТЗР за апрель – 45 000 рублей. Как рассчитать ТЗР на остаток в таком случае?

Воспользуемся ранее приведенной формулой:

П = (25 000 + 45 000) / (800 000 + 200 000) * 100% = 7%. Следовательно, транспортные расходы на остаток составят: 200 000 * 0,07 = 1 400 рублей.

Причем оставшиеся от прошлого месяца и понесенные расходы за минусом тех, что приходятся на остаток, можно будет списать на себестоимость. То есть предварительно нужно провести расчет ТЗР к списанию: 25 000 + 45 000 – 1 400 = 68 600 рублей.

Как рассчитать ТЗР по материалам?

Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:

  1. применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
  2. используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
  3. напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.

Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:

  • К – процент списания ТЗР;
  • Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
  • Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
  • М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
  • М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.

Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

О разнице между бухгалтерским и налоговым учетом читайте в статье «Что такое отложенный налог на прибыль и как его учитывать?».

Для распределения используем следующие формулы:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где:

К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

ТР1 — ТР текущего месяца;

Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где:

ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

Пример:

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом «Ника»» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:

700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.

К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:

400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

120 000

Отражены ТР

1 500 000

Поступили товары от поставщика

1 800 000

Отражена себестоимость реализованных товаров

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

Списаны ТР за месяц

Расчет транспортных расходов при покупке материалов

Согласно ПБУ 5/01 ТР входят в состав фактической стоимости материалов (пп. 6, 11). П. 83 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, предлагает 3 способа отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:

  • с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  • с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
  • прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.

При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.

Согласно п. 87 Методических указаний отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где:

К — процент списания отклонения;

Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;

Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;

М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;

М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.

Откл2 = К × М2,

где:

Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;

М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.

ООО «Ника» — производственная компания. На 1 августа остаток материалов в организации равен 400 000 руб., остаток суммы отклонений — 25 000 руб. За август было приобретено материалов на сумму 350 000 руб. (1000 ед.), а на затраты производства списано 1 800 ед. Соответствующие ТР за август составили 75 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 390 руб. Согласно учетной политике ТР входят в состав отклонений.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

350 000

Отражена покупная стоимость материалов в соответствии с первичными документами от поставщика

75 000

Отражены ТР

390 000

Оприходованы материалы по учетной цене

35 000

(350 000 + 75 000 – 390 000)

Списано превышение фактической стоимости над учетной в конце месяца

702 000 (1 800 000 × 0,39)

Списаны материалы в производство по учетной цене

К = (25 000 + 35 000) / (400 000 + 390 000) × 100 = 7,6%

Сумма отклонений, списываемых на затраты:

Откл2 = 7,6% × 702 000 = 53 352 руб.

Дт

Кт

Сумма, тыс. руб.

Описание

53 350

Списаны отклонения по переданным в производство материалам

Методические указания также предусматривают упрощенные способы расчета отклонений или ТР при их списании на расходы. Их можно найти в п. 88.

Об учете материалов читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

В данной статье рассмотрены основные способы распределения ТР. Как рассчитать транспортные расходы, распределяемые на остатки материалов (товаров) и затраты, должно быть закреплено в учетной политике организации.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *