Центр для несовершеннолетних

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как социозащитное учреждение

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Социально — реабилитационные центры, в структуру которых входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью.

Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, так как спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе “ О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», распоряжении Правительства РФ от 3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092, утвердившем Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Статус социально-реабилитационного центра закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ в ноябре 2000г. Согласно действующим нормативам, “социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей создается один центр.

Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции:

1. Защитительная функция направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи; она предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

2. Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

3. Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

4. Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

5. Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей — игры, познания, труда, общения.

6. Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

7. Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений .

Федеральным законом “ Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних“ от 1999 года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют: комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности .

Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семьях и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем.

Центральная роль координатора действий всей системы принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением Правительства РФ от 5.06.94г. № 546 утверждено «Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве РФ». В настоящее время в 74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию, функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти. Объектами их внимания являются семьи группы риска, неблагополучные семьи, учащиеся различных учебных заведений с девиантным поведением, необучающиеся и неработающие подростки .

В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и социально — реабилитационных центров:

— КДН и сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска;

— КДН анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений;

— КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких социальных акций; КДН помогают центрам привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания ит.д.);

— КДН осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции центров в работе с асоциальными семьями .

Разносторонние связи складываются у центров с таким субъектом государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача — обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники) проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами, тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми .

Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей.

Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники — распределители органов внутренних дел, действующие сегодня как центры временной изоляции. Из них дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально-реабилитационные центры.

Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение для дальнейшей работы по его социальному возрождению.

Среди воспитанников центров есть дети, которые находятся в них стационарно, и дети, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время.

Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число детей старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых разным категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся в стационарах центров, — социальные сироты. Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав; по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых родители умерли.

Социальный статус детей, попадающих в реабилитационный центр, позволяет судить о том горьком социально-психологическом опыте, который приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребенком семейных связей .

Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации — школой.

Сотрудники центров фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, с другой — недостатками превентивной практики: поздним выявлением социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус.

Создание специализированных учреждений реабилитации дезадаптированных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей и подростков признавалось, однако не было определено, какие службы, какие органы управления должны заниматься их судьбой.

“Статистики, характеризующей количество и состав современных беспризорников официально не существует, но, как свидетельствуют данные МВД России и Минсоцзащиты России, в поле зрения государственных органов ежегодно попадает до 150 -200 тысяч таких детей и подростков” .

В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках распределителях органов внутренних дел, ожидая определения в детское учреждение интернатного типа.

Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.

Наличие социально-реабилитационных учреждений в большинстве территорий позволяет оперативно поместить ребенка в нормальные условия содержания, психологически подготовить его к жизни в замещающей семье или интернатном учреждении, избавляет специалиста по охране прав детства от утомительной процедуры сбора необходимых справок.

В социально — реабилитационных центрах имеются необходимые документы, опросники, анкеты, карты социальной реабилитации, ведется анализ результатов оказанной специалистами юридической, социальной, медико-психолого-педагогической и другой помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Значительное внимание уделяется профилактике социального сиротства.

В течение года в среднем сотрудники социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних России работают более чем со 100000 человек; 40 тысяч семей находятся под социальным патронажем, в стационарах проходят реабилитацию более 65 тысяч детей и подростков. Социально-реабилитационные службы при поддержке комиссий по делам несовершеннолетних с участием работников органов опеки, внутренних дел при необходимости решают вопросы о помещении детей, которым не обеспечиваются нормальные условия развития и воспитания в семье, под опеку либо в надлежащее государственное учреждение .

Работа каждого из действующих социально-реабилитационных центров направлена на предотвращение беспризорности, безнадзорности и асоциального поведения детей и подростков, но, помимо медико-психологической коррекции ребенка в реабилитационных центрах восстанавливают его связи с семьей или находят ему замещающую семью, стараются создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни.

Значительная часть поступающих в учреждения детей — это дети, подобранные на вокзалах и улицах, не имеющие никаких документов.

Поэтому основной задачей на первом этапе реабилитации становится восстановление социального статуса несовершеннолетнего, выявление причин его дезадаптации, так как без достаточно полного социального портрета ребенка невозможна его реабилитация, а в дальнейшем и полное решение его судьбы.

Медико-психолого-педагогические консилиумы, создаваемые в учреждениях, поэтапно следят за ходом реабилитации, добиваясь, чтобы за время пребывания в Центре ребенок был максимально адаптирован к жизни.

Таким образом, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — учреждение социального обслуживания, принимающее участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Центр оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи. Доминирующим является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его оптимальное жизнеустройство.

>Согласно штатного расписания Учреждение делится на:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Юридический/почтовый адрес: 426035, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Редукторная,20

Фактические адреса:

426035, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Редукторная, 20

Телефон: 8(3412)63-36-10, 43-08-10, 43-46-63 (круглосуточный телефон), электронная почта: social51@minsoc18.ru

Режим работы: понедельник-четверг 08:18 — 17:00, пятница 08:18 — 16:00 (обед 12:00 — 12:30)

(ост. «ул. Тимирязева», трам. 2,5,8,9 ост. «Авангардная», трам. 2,7,9);

426035, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. С. Ковалевской, 22

Телефон: 8(3412)72-45-24, 43-00-63, 72-72-92 (круглосуточный телефон), электронная почта: social51@minsoc18.ru

Режим работы: понедельник-четверг 08:18 — 17:00, пятница 08:18 — 16:00 (обед 12:00 — 12:30)

(ост. «ул. Тимирязева», трам. 2,5,8,9 ост. «Авангардная», трам. 2,7,9).

Внимание!

13 ноября 2018 года произошла реорганизация государственного казенного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в форме присоединения к нему казенного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска» сохранив наименование, основные цели деятельности реорганизуемого учреждения и дополнительно возложив обязанности по реализации целей деятельности присоединяемого казенного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска» в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 11.04.2018 г. №404-р «О реорганизации государственного казенного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Сайт находится в работе. Просим прощение за неудобства. Лента новостей работает без изменений.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными законодательством и Уставом Учреждения.Учреждение организует свою деятельность на основании положения об Учреждении путем выполнения работ, оказания услуг в сфере социального обслуживания граждан и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Целями деятельности Учреждения являются:

1) оказание помощи отдельным категориям граждан в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

2) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предметом деятельности Учреждения является:

1) предоставление социальных услуг в объемах, определенных перечнем социальных услуг, утвержденным Учредителем, следующим категориям граждан:

а) в стационарной форме:

несовершеннолетние от 3 лет, испытывающие трудности в социальной адаптации;

б) в полустационарной форме:

несовершеннолетние от 3 лет, испытывающие трудности в социальной адаптации;

родители или иные законные представители несовершеннолетних, испытывающих трудности в социальной адаптации;

2) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а так же семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах;

3) участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними.

Перечень социальных услуг утверждается Учредителем Учреждения в соответствии с Перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Удмуртской Республике, установленным Законом Удмуртской Республики от 23.12.2004 года №89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике».

Учреждение осуществляет предоставление государственных услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики. Оказание Учреждением государственных услуг может осуществляться в электронном виде.

Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

предоставление социального обслуживания в стационарной форме;

предоставление социального обслуживания в полустационарной форме.

Учреждение осуществляет следующие иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности:

предоставление социальных услуг, не предусмотренных Перечнем социальных услуг;

оказание методической помощи учреждениям социального обслуживания семьи и детям;

оказание транспортных услуг;

сдача в аренду имущества в соответствии с законодательством и Уставом Учреждения;

оказание услуг дополнительного образования по следующему подвиду дополнительного образования — дополнительное образование детей и взрослых.

Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям.

Перечень социальных услуг, предоставляемых Учреждением (приказ Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 17.01.2019 года №11 «Об Перечне социальных услуг, предоставляемых государственном казенным учреждением социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»):

Наименование отделения Форма социального обслуживания и перечень предоставляемых услуг
Отделение социальной реабилитации №1

Стационарная форма социального обслуживания

  1. Социально-бытовые услуги;
  2. Социально-медицинские услуги;
  3. Социально-психологические услуги;
  4. Социально-педагогические услуги;
  5. Социально-трудовые услуги;
  6. Социально-правовые услуги.
Отделение социальной реабилитации №2

Стационарная форма социального обслуживания

  1. Социально-бытовые услуги;
  2. Социально-медицинские услуги;
  3. Социально-психологические услуги;
  4. Социально-педагогические услуги;
  5. Социально-трудовые услуги;
  6. Социально-правовые услуги.

Полустационарная форма социального обслуживания

  1. Социально-бытовые услуги;
  2. Социально-медицинские услуги;
  3. Социально-психологические услуги;
  4. Социально-педагогические услуги;
  5. Социально-правовые услуги.
Отделение социальной диагностики

Полустационарная форма социального обслуживания

  1. Социально-медицинские услуги;
  2. Социально-психологические услуги;
  3. Социально-педагогические услуги;
  4. Социально-правовые услуги.
Приемное отделение

Стационарная форма социального обслуживания

  1. Социально-бытовые услуги;
  2. Социально-медицинские услуги;
  3. Социально-психологические услуги;
  4. Социально-педагогические услуги;
  5. Социально-трудовые услуги;
  6. Социально-правовые услуги.

Дата государственной регистрации Учреждения: свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 18 № 003087896 от 06 июня 2002 года.

Дата государственной регистрации в качестве поставщика социальных услуг: 12 ноября 2018 года.

Учредителем Учреждения является Удмуртская Республика.

Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01.12.2017 года № 506 «О Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики» осуществляет Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.

Место нахождения: 426004, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 5.

Телефон: +7 (3412) 68-67-11.

Факс: +7 (3412) 68-65-27.

E-mail: social@minsoc18.ru.

Официальный сайт Учредителя: http://minsoc18.ru

В учреждении предусмотрено круглосуточное пребывание. Количество мест рассчитано на 62 койко — места.

Количество свободных мест для приема получателей социальных услуг
Дата количество занятых мест количество свободных мест

на 03.06.2019

43 места 19 мест
  • административно-хозяйственная часть;
  • отделение социальной диагностики;
  • отделение социальной реабилитации №1 (стационар);
  • отделение социальной реабилитации №2 (стационар);
  • приемное отделение.

Уважаемые получатели услуг!

Если у Вас есть предложения и/или замечания по вопросам улучшения качества предоставляемых услуг в нашем учреждении,

Вы можете обратиться:

эл. почта: social51@minsoc18.ru

К руководству:

Директор Республиканского СРЦдН

Сторожева Оксана Александровна

тел.: 72-45-24;

Заместитель директора по реабилитационной работе

Гайдукова Тамара Борисовна

тел.: 72-72-92;

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

Письменник Анна Игоревна

тел.: 43-00-63;

Заместитель директора по воспитательной работе:

Тимирова Светлана Павловна

тел.: 63-36-10

Главный бухгалтер:

Шутова Людмила Геннадьевна

тел.: 43-00-63

Или сделать запись в

Книге жалоб и предложений,

которая находится на вахте.

Также вы имеете возможность получения оценки качества оказываемых услуг на сайте:

www.bus.gov.ru; www.rsrcn.ucoz.ru

Требования к оформлению официального сайта:

  • статья 13. Информационная открытость поставщиков социальных услуг, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
  • порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационном-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления) утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 886-н.

Социально-педагогическая деятельность в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних

Социально — педагогическая деятельность еще только начинает свое становление как особое направление социальной работы в РФ.

Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь в начале 90 — х гг. ХХ века.

Тем не менее, социальный педагог сегодня — одна из ключевых фигур в учреждении социальной реабилитации несовершеннолетних, которая призвана объединить усилия специализированного учреждения для дезадаптированных детей, семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.

Социальный педагог — «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)» .

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, у которого возникли проблемы в процессе социализации, до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Социально-педагогическая деятельность — это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе» .

В своей деятельности социальный педагог реабилитационного центра для несовершеннолетних опирается на следующие нормативно — правовые акты:

— Конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году и ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году .

Конвенция занимает особое место среди нормативно — правовых актов:

* во — первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»;

* во-вторых, она имеет особое значение для России — позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье;

* в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых государств — членов ООН, в частности — России;

* в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка.

Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка: это родители, опекуны, а также те, кто по закону несёт ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи, за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего — государство;

— Конституцию Российской Федерации 1993 года, которая восприняла положения Конвенции о правах ребёнка. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, этот документ имеет приоритетное значение. Основные принципы Конвенции закреплены в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) .

Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи (ст. 38) получил развитие в законодательстве РФ об охране здоровья, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права;

— Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации». Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон особо выделяет детей:

— оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— оставшихся без попечения родителей;

— инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

— жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

— из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— оказавшихся в экстремальных ситуациях;

— жертв насилия;

— отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

— проживающих в малоимущих семьях;

— с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм .

Под социальной реабилитацией понимаются мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы .

Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении РФ.

— Федеральный закон » Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который определяет основные субъекты, осуществляющие деятельность в отношении беспризорных детей, основные задачи данной деятельности ;

— Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации», закрепляющее статус социально-реабилитационного центра .

Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности несовершеннолетнего, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах .

Основные направления деятельности социального педагога :

Направления деятельности

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

проведение социальной паспортизации семьи;

изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях несовершеннолетних;

социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем несовершеннолетних, семьи и др.

Социально-педагогическая защита прав ребенка

защита прав и интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

индивидуальная работа с несовершеннолетними, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п., их защита

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности несовершеннолетнего

создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

духовно-ценностное просвещение;

содействие включению родителей в реабилитационный процесс;

Социально-педагогическое консультирование

организация и проведение индивидуальных консультаций для несовершеннолетних, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

консультирование и специализированная помощь подросткам в профессиональном определении;

консультирование родителей, сотрудников, педагогов по разрешению социально-педагогических проблем и др.

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», инспекция по делам несовершеннолетних и т. п.);

организация превентивно-профилактической работы с несовершеннолетними «группы риска»;

пропаганда здорового образа жизни;

повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

организация реабилитации несовершеннолетних

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

развитие взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, сотрудниками центра, несовершеннолетними и родителями

Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков

трудовая деятельность детей и подростков;

проведение игр и творческих занятий с детьми;

другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

Организационно-методическая деятельность

анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам, накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:

— аналитико-диагностическую;

— прогностическую;

— организационно-коммуникативную;

— коррекционную;

— координационно-организаторскую;

— функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;

— охранно-защитную;

— психотерапевтическую;

— социально-профилактическую;

— реабилитационную .

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

— изучает и оценивает особенности социальной микросреды реабилитационного центра, прогнозирует возможные влияния среды на воспитанников;

— выявляет личностные особенности и достоинства несовершеннолетнего, его «проблемное поле»;

— изучает и оценивает особенности деятельности и обучения несовершеннолетнего;

— устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;

— выявляет детей и подростков с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:

— на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности несовершеннолетнего, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития воспитанника в процессе социализации;

— планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.

Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:

— способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;

— позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.

Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:

— старается оградить воспитанников от негативных влияний социальной среды;

— осуществляет коррекцию самооценки воспитанников и помогает им избавиться от вредных привычек.

Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог:

— организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;

— включает воспитанников в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;

— организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;

— координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога:

— оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь воспитаннику в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;

— устанавливать доверительные отношения с клиентом.

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:

— использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов воспитанников;

— содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:

— заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния воспитанников;

— оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха.

Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:

— организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

— влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке несовершеннолетних, попавших в реабилитационный центр по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия и др.), испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

Таким образом, социальный педагог в условиях реабилитационного центра является организатором активного сотрудничества педагогов, воспитанников центра, родителей, учителей школ, в которых обучаются воспитанники, различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по защите их личностных прав и их социальной реабилитации.

ГКУ СРЦ «Алтуфьево»

Центр «Алтуфьево» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы является городским специализированным казенным учреждением социального обслуживания и социальной реабилитации детей и подростков, жителей Москвы, регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, оказавшихся на территории Москвы в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

В Центре «Алтуфьево» функционируют три отделения: приёмное отделение и перевозки несовершеннолетних, стационарное отделение и отделение интенсивной реабилитации несовершеннолетних жителей города Москвы, склонных к самовольным уходам из дома, созданное по распоряжению заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Л.М. Печатникова от 20 июля 2015 года.

Наши основные функции:

— предоставление временного проживания детям, не имеющим постоянной регистрации в Москве, находящихся без сопровождения родителей (законных представителей);

— выявление и ранняя профилактика семейного неблагополучия, восстановление детско-родительских отношений, возвращение ребенка в семью;

— оказание комплексной медико-психологической и социально-правовой помощи;

— проведение комплексных мер социальной реабилитации и адаптации ребенка: выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию детей, восстановление социального статуса, определение дальнейшей формы устройства несовершеннолетних;

— содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, на территории России и в странах ближнего зарубежья

Коллектив учреждения принимает участие в реализации городских программ и планов, направленных на раннюю профилактику семейного неблагополучия среди несовершеннолетних.

На базе нашего Центра функционирует родительский клуб «Взаимодействие», где оказывается психологическая помощь высококлассных специалистов родителям несовершеннолетних по вопросам воспитания и взаимопонимания в семье, налаживания детско-родительских отношений. В клубе «Взаимодействие» еженедельно проходят консультации и психологические тренинги.
Большое внимание руководство Центра уделяет развитию творческих и спортивных способностей воспитанников. В 2014 году был построен новый досуговый комплекс, куда входят: большой концертный зал, библиотека, бильярдная, спортивный зал, тренажерный зал, малый спортивный зал и столовая. Профильные студии и кружки помогают ребенку не только найти увлечение по душе, но и направить его в выборе будущей профессии. «Волшебная палитра», «Рукодельница», «Основы актерского мастерства», «Палитра детских голосов», «Путь к СМИ», «Агентство детских инициатив» и «Книгочей» — все это основные функционирующие мастерские нашего Центра, где каждому ребенку будет дана возможность найти свое призвание. Преподаватели творческих мастерских ГКУ СРЦ «Алтуфьево» помогут ребёнку раскрыть его таланты, подарят свое тепло и заботу и укажут верный путь в выборе будущей профессии.

Спортивная секция ГКУ СРЦ «Алтуфьево» поможет в формировании навыков здорового образа жизни в целях организации и профилактики вредных привычек, употребления психо — активных веществ и антиобщественного поведения.

На базе ГКУ СРЦ «Алтуфьево» действует телефон «Горячей линии» ДТСЗН города Москвы (8-499-201-06-50), которая является городской и координирует работу социальных учреждений для несовершеннолетних г.Москвы по устройству несовершеннолетних.

Проводится консультирование населения по вопросам выявления и жизнеустройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *