Уточненная декларация по НДС

Содержание

Камеральная проверка уточненной декларации: спорные моменты

О. П. Гришина, эксперт журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 4/2011

В статье 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки, с 1 января 2009 года появился новый п. 9.1 . В нем уточнен порядок проведения камеральной налоговой проверки в случае, когда до ее завершения представляется уточненная декларация. Однако данный порядок изложен недостаточно четко, что на практике нередко приводит к спорам с налоговыми органами. За период 2009 – 2010 годов по п. 9.1 ст. 88 НК РФ появилась судебная практика (правда, пока немногочисленная), которую мы и проанализируем в этой статье.
Также рассмотрим судебные решения об объеме проверки уточненной декларации, если она подается после завершения камеральной проверки ранее представленной декларации.
Порядок проведения проверки

Как известно, камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).
Основная ее цель – проверка соблюдения налогового законодательства. Начинается она в день представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), причем без какого-либо специального решения налогового органа о ее начале. На проведение камеральной проверки налоговому органу отводится три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).
О дате завершения проверки налоговый орган также не обязан уведомлять проверяемое лицо (Письмо УФНС по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@), но только в том случае, если в результате проверки сданной налоговой декларации (расчета) не будут выявлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.
Исключением является камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога. В этом случае, даже в отсутствие выявленных нарушений налогового законодательства, налоговый орган должен уведомить налогоплательщика (в письменной форме) в течение семи дней об окончании проверки (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
В случае выявления нарушений в декларации (расчете) результаты камеральной налоговой проверки оформляются следующим образом. Налоговый орган в течение 10 дней после ее окончания составляет акт налоговой проверки по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ на вручение данного акта проверяемому лицу отводится пять дней.
Акт налоговой проверки – это документ, фиксирующий налоговые нарушения, выявленные налоговым органом в ходе проверки.
В случае несогласия с фактами, изложенными в полученном акте, а также с выводами и предложениями контролирующих органов проверяемое лицо в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Решение по итогам налоговой проверки выносится в течение

10 рабочих дней после истечения срока представления возражений на акт налоговой проверки и вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Представление уточненной декларации при проведении «камералки»

Подача уточненной декларации прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
Следует отметить, что ст. 81 НК РФ не установлен особый порядок представления уточненной налоговой декларации, соответственно, декларация подается в порядке, определяемом ст. 80 НК РФ.

Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.
Документами (сведениями), полученными в рамках прекращенной камеральной проверки, налоговые органы праве пользоваться в дальнейшем, например, при проведении в отношении налогопла-тельщика мероприятий налогового контроля или выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03 02 07/1-113). Следовательно, при подаче налогоплательщиком уточненной декларации налоговые органы не должны требовать представления документов, которые уже были сданы в рамках первоначальной камеральной проверки.
Количество уточненных деклараций

На вопрос, сколько раз налогоплательщик может подавать уточненные декларации в ходе камеральной проверки поданной ранее декларации, Налоговый кодекс прямого ответа не дает. При отсутствии ограничения на количество подаваемых «уточненок», полагаем, делать это налогоплательщики могут неоднократно , в зависимости от преследуемой цели (включая и затягивание в случае необходимости сроков проводимых налоговиками проверок). Какой-либо ответственности налогоплательщика за такие действия налоговым законодательством не предусмотрено.
При этом окончание камеральной проверки поданной налоговой декларации до момента подачи налогоплательщиком новой, уточненной декларации свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований действующего налогового законодательства, поскольку п. 9.1 ст. 88 НК РФ подразумевает прекращение проверки по ранее представленной декларации только в том случае, если новая, уточненная декларация подана до окончания проверки предыдущей (Постановление ФАС ЗСО от 03.09.2010 № А27-680/2010).
Неисполнение требования, выставленного по первоначальной декларации

Еще один нюанс, возникающий в рассматриваемой ситуации: как быть с требованиями о представлении документов и другими мероприятиями налогового контроля по первоначальной проверке, которая исходя из условий п. 9.1 ст. 88 НК РФ должна быть прекращена? Ведь в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.
ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 № КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.
Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.
Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 № 09-АП-28331/2010-АК).
Напомним, что требование утрачивает свою силу и в том случае, если выставлено оно налогоплательщику по истечении трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09). Тем не менее возможность истребовать документы по истечении данного срока у налоговых органов имеется. Если по итогам «камералки» будут выявлены факты налоговых правонарушений (зафиксированные в соответствующем акте), налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в рамках которых и истребовать необходимые документы. Кроме того, в силу ст. 93.1 НК РФ документы могут быть истребованы относительно конкретной сделки.
Подача уточненной декларации после составления акта

Тема камеральной проверки уточненной декларации содержит еще один не урегулированный налоговым законодательством вопрос, который не раз становился предметом разбирательства в арбитраже: подлежит ли отмене решение по результатам камеральной проверки, если до его вынесения после составления акта данной проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию?
Ведь момент окончания камеральной проверки и его документальное оформление Налоговым кодексом не предусмотрены. В пункте 2 ст. 88 НК РФ говорится лишь о трехмесячном сроке, который отводится на проведение «камералки». При этом срок проведения проверки отражается в акте, который составляется лишь при выявлении нарушений.
Кроме того, в п. 9.1 ст. 88 НК РФ говорится о том, что прекращение камеральной налоговой проверки означает окончание всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
О каких конкретно действиях говорится в данном случае – не совсем понятно. Или речь идет исключительно о действиях, регламентированных п. 3 ст. 88 НК РФ, согласно которому налоговому органу предоставляется право послать налогоплательщику требование с запросом о представлении дополнительных сведений или пояснений, и в результате прекращения «камералки» первоначальной декларации такие требования утрачивают силу.
Или данная фраза подразумевает прекращение таких действий в отношении поданной декларации (предпринимаемых налоговым органом), как составление акта и вынесение решения по результатам камеральной проверки о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение и требования об уплате недоимки.
С одной стороны, в п. 9.1 ст. 88 НК РФ идет речь о прекращении проверочных мероприятий в отношении ранее поданной налоговой декларации в случае представления уточненной декларации (Постановление ФАС ВСО от 25.05.2010 № А10-5058/2009).
Осуществление таких действий, как составление акта по установленной форме о выявленных налоговых правонарушениях и вынесение соответствующего решения, по сути, не относится к проверочным мероприятиям, поскольку является способом (методом) оформления итогов (результатов) проверки. Более того, происходит это уже по истечении отводимого на «камералку» трехмесячного срока (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).
С другой стороны, уточненная налоговая декларация в соответствии со ст. 81, 101 НК РФ является самостоятельным объектом налоговой проверки (постановления ФАС МО от 03.09.2009 № КА-А40/8536-09, от 02.09.2009 № КА-А40/8464-09). Путем подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик фактически изменяет свои налоговые обязательства применительно к тому же налоговому периоду, корректируя данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (постановления ФАС СЗО от 30.11.2010 № А56-11954/2010, ФАС ДВО от 30.11.2010 № Ф03-8423/2010).
Налоговая декларация с момента ее принятия инспекцией становится документом, который свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение, следствием которых является возникновение налоговых правоотношений (п. 1 ст. 80 НК РФ). Однако налогоплательщик, обнаруживший ошибки в декларации, согласно п. 1 ст. 81 НК РФ имеет право внести в нее изменения и дополнения. Представление уточненной декларации, как правило, связано с определенными правовыми последствиями: выявлением в конкретном налоговом периоде неполной или излишней уплаты налога; возникновением права налоговых органов требовать уплаты недоимки и пеней или права налогоплательщика на возврат из бюджета (зачет) излишне уплаченного налога.
По мнению ФАС СКО, если одновременно с возражениями по акту камеральной налоговой проверки первичной декларации была подана уточненная декларация, то решение, принятое налоговым органом на основании аннулированной (первичной) декларации, в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ является неправомерным (Постановление от 18.11.2010 № А53-8019/2010). При этом доводы инспекции о том, что налоговым законодательством не определен момент окончания камеральной проверки, ФАС СКО отклонил как несостоятельные.
Таким образом, если уточненная налоговая декларация была представлена в надлежащий налоговый орган по месту учета, но до принятия налоговым органом решения по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальная декларация утрачивает юридическую силу (Постановление ФАС СКО от 19.01.2010 № А53-8525/2009-С5-37).
Следовательно, вынесение налоговым органом решения по результатам камеральной проверки ранее поданной декларации при наличии уточненной декларации противоречит п. 9.1 ст. 88 НК РФ, тем самым нарушая права налогоплательщика, а значит, является незаконным. К такому выводу пришли судьи ФАС ЦО в Постановлении от 28.10.2010 № А09-5082/2009 (см. также постановления ФАС ЦО от 14.10.2010 № А64-585/2010, ФАС МО от 23.03.2010 № КА-А40/2152-10).
Но есть и другая точка зрения, основанная на позиции Президиума ВАС, представленной в Постановлении от 16.03.2010 № 8163/09 (далее – Постановление № 8163/09). В данном постановлении высшие арбитры указали следующее. При представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе:
– либо провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ;
– либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Несмотря на то что данная позиция высказана в отношении выездных, а не камеральных проверок, ФАС ПО в Постановлении от 23.11.2010 № А72-1434/2010, рассматривая спор в отношении решения по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, применив тот же подход, указал следующее. Представление налогоплательщиком четырех уточненных деклараций после составления акта проверки и вручения его налогоплательщику не может изменять сроки принятия решения по камеральной налоговой проверке первой из них, установленные НК РФ. Принимая решение без учета следующей уточненной декларации, налоговый орган, руководствуясь положениями ст. 88, 101 НК РФ, вправе одновременно назначить камеральную проверку данной декларации.
В ситуации, когда решение по результатам камеральной проверки вынесено и налоговым органом уже приняты меры по взысканию денежных сумм (доначисленных налогов, пени, штрафов) с налогоплательщиков, положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ не применяются, поскольку меры по взысканию денежных средств не относятся к проверочным мероприятиям. Следовательно, выводы налогоплательщика о недействительности всех принятых налоговым органом до представления уточненной налоговой декларации решений являются ошибочными. На это указал ФАС ВСО в Постановлении от 25.05.2010 № А10-5058/2009.
Объем проверяемых сведений в уточненной декларации

Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка, но справедливости ради стоит отметить, что нет и прямого запрета на ее проведение. Из содержания ст. 87 и 88 НК РФ следует, что налоговые органы не наделены правом проведения ка-меральной проверки одной и той же декларации за один и тот же период несколько раз .
Тем не менее налоговики могут проверить один и тот же налоговый (отчетный) период дважды, если по нему будет подана уточненная декларация. Исходя из смысла п. 2 ст. 80 НК РФ, запрещающего налоговому органу отказывать в принятии налоговой декларации, а также ст. 32, 81, 87 и 88 НК РФ, обязанность налоговой инспекции принять налоговую декларацию корреспондирует с обязанностью провести налоговую проверку и по ее результатам осуществить соответствующие действия (Постановление ФАС СКО от 18.11.2009 № А32-7729/2009-51/106).
В связи с этим возникает вопрос: являются ли предметом повторной камеральной проверки только те данные уточненной декларации, изменение которых повлекло изменение суммы налога к уплате, или же проверка может быть осуществлена в полном объеме, то есть относительно всех данных уточненной декларации?
В свете решения, принятого в Постановлении № 8163/09, актуальность данного вопроса, несомненно, возросла. Напомним, в указанном постановлении высшими арбитрами был сделан вывод о том, что предметом повторной проверки являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Правда, сделан он в отношении выездных проверок, порядок проведения которых регламентирован ст. 89 НК РФ.
С выходом данного постановления появилась надежда, что в случае с камеральными проверками, по которым вынесено решение, в отношении объема проверяемых данных будет также применяться подход, обозначенный Президиумом ВАС. Увы!
В настоящее время в арбитражной практике появились примеры постановлений, в которых судьи, по сути, разрешили налоговым органам работу над ошибками, допущенными в ходе камеральной проверки ранее поданной декларации.
В Постановлении ФАС ДВО от 30.11.2010 № Ф03-8423/2010 судьи пришли к выводу, что исходя из содержания ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации не рассматривается налоговым законодательством в качестве повторной. (Ведь уточненная налоговая декларация является самостоятельным объектом налоговых правоотношений.) Следовательно, в отношении проведения камеральной проверки «уточненки» действует общий порядок, установленный данной нормой.
Аналогичным образом рассуждал ФАС СЗО в Постановлении от 30.11.2010 № А56-11954/2010: положениями ст. 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрено каких-либо ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций. Путем подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик фактически изменяет свои налоговые обязательства применительно к тому же налоговому периоду, корректируя данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. В результате ФАС СЗО пришел к выводу, что камеральная проверка измененных налогоплательщиком данных о своих налоговых обязательствах, отраженных им в уточненной налоговой декларации, не может считаться повторной.
Суд же первой инстанции при рассмотрении данного дела применил подход, аналогичный тому, который был использован тройкой высших арбитров в Постановлении № 8163/09: предметом камеральной проверки должны быть только те сведения из уточненной декларации, изменение которых повлекло корректировку суммы ранее заявленного к вычету налога. Признание иного привело бы к повторному исследованию налоговым органом обстоятельств, являвшихся предметом рассмотрения первоначально проведенной камеральной проверки, по итогам которой уже выносилось определенное решение, и возможности иной оценки и иного решения в отношении одних и тех же обстоятельств, что привело бы к дестабилизации налоговых правоотношений.
Однако апелляционная и кассационная инстанции признали этот вывод ошибочным, посчитав, что он основан на неправильном толковании положений ст. 88 НК РФ.
Таким образом, исходя из представленных решений, налоговый орган может дважды проверить данные по одному и тому же эпизоду, отраженные как в уточненной, так и в первоначально представленной налоговой декларации.
Подобная позиция высказана судьями двух федеральных округов: СЗО и ДВО. Как в дальнейшем будет складываться судебная практика по обозначенной проблеме (учитывая позицию Президиума ВАС), покажет время.

Как заполнить уточненную декларацию по НДС

Если организация в такой ситуации сможет отразить забытую операцию фактической датой реализации непосредственно в книге продаж в соответствии с отгрузочными документами, т.е датой, приходящейся на I квартал, то в уточненной декларации по НДС надо будет указать:

  • на титульном листе в поле «Номер корректировки» порядковый номер уточненки «1—» (п. 19 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, далее – Порядка заполнения);
  • в разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 «Признак актуальности ранее представленных сведений» код «0». Он ставится в том случае, если сведения в этом разделе ранее не представлялись, либо представлялись, но в них были выявлены ошибки и они требуют замены. Соответственно, в раздел 9 уточненки должны попасть все сведения из книги продаж, в том числе забытая операция (п. 47.2 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@);
  • в разделе 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 код «1». Он означает, что ранее представленные в разделе сведения актуальны, достоверны и их корректировать нет необходимости. Поэтому во всех остальных строках раздела 8 проставляются прочерки (п. 45.2 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@).

Пример уточненной декларации по НДС в соответствии с рассмотренным выше вариантом приведен на странице. В примере представлена уточненная декларация за первый квартал 2017 года. Обращаем внимание, что порядок ее заполнения в 2018 году не изменился.

Уточненка по НДС – 2018: пример заполнения

Другой вариант – отразить забытую операцию, составив дополнительный лист к книге продаж и заполнив в уточненке Приложение 1 к разделу 9. При этом раздел 9 можно заполнить так:

  • или проставить в строке 001 код «0» и указать в разделе те сведения, которые были в первоначальной декларации;
  • или проставить в строке 001 код «1» и ранее поданные сведения в разделе 9 не указывать. Поскольку программа возьмет их из первоначальной декларации.

Если из-за забытой операции вы недоплатили НДС в бюджет, и у вас образовалась задолженность, значит, теперь нужно ее погасить, а также уплатить пени. Кроме того, занижение НДС может привести и к занижению суммы налога на прибыль. При таких обстоятельствах вам нужно будет представить в ИФНС уточненку и по этому налогу, доплатить налог и пени.

Уточнённая НДС декларация — документ, который заполняется налогоплательщиком, в случае, если им была допущена ошибка в расчетах по НДС.

Организация или индивидуальный предприниматель обязаны подавать такую отчетность, если обнаруженные неточности повлекли за собой снижение налоговой базы и, как следствие, налог в бюджет был уплачен не в полной мере.

Если ошибка способствовала переплате налога, организация может воспользоваться правом подачи уточненной НДС декларации к уменьшению налога за период, в котором такая ошибка допущена. Она также вправе не предпринимать мер по устранению ошибки. При этом главой 21 Налогового Кодекса предусмотрено, что включить корректировку в текущий период, вместо того, чтобы подать уточненную декларацию, не представляется возможным.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Следует заметить, что это правило не применяется в ситуации, если организация не приняла к вычету НДС в периоде, когда для этого были выполнены все условия. Применение «поздних» вычетов вполне реально и законодательно правильно.

Организация может воспользоваться правом вычитать в течение 3 лет после принятия приобретенного товара на учет. Такой поздний вычет и отражается в текущей декларации, но при этом уточненную отчетность сдавать надобности нет.

Также уточненная декларация подается в случае, если период, в котором допустили ошибку, известный. В обратном случае, перерасчет налоговой базы и суммы налога делается в периоде, в котором была обнаружена ошибка (пункт 1 статьи 81, пункт 1 статьи 54 Налогового Кодекса).

Порядок сдачи уточненной декларации распространяется на налоговых агентов и налогоплательщиков. Однако первым необходимо уточнять только по налогоплательщикам, в отношении которых были допущены ошибки (пункт 6 статьи 81 Налогового Кодекса). К примеру, уточнять по доходам, выплаченным организациям-иностранцам, нужно только по тем плательщикам налога, данные по которым были ошибочными в первичной документации.

Если же ошибка не влияет на сумму НДС к уплате в государственный бюджет (например, неправильный номер счета-фактуры), подавать уточнение нет необходимости. В этом случае нужно быть готовым предоставить пояснения инспекции (пункт 3 статьи 88 Налогового Кодекса).

Заполнение уточненной НДС декларации

Кроме того, что вы подаете дополнительную декларацию в тот налоговый период, в котором ошибка обнаружилась, соблюдайте следующие правила, чтобы не ошибиться повторно.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

На титульном листе в строке «номер корректировки» отразите цифру «1». Это будет означать, что вы уточняете впервые за налоговый год. В следующие разы, если такие понадобятся, поставьте от 1 и по порядку.

Для уточнения данных по корректировке реализаций, заполняйте 8 и 9 раздел по строках 001:

  • “0” – если данные ранее не указывались, указывались ошибочно или в неполной мере;
  • “1” – данные актуальны, достоверны, уточнений не требуют.

В корректирующей декларации укажите:

  • сведения из первичной декларации, даже если они были указаны правильно;
  • сведения, которые должны были быть указаны ранее;
  • разделы 8 и 9, в случае если возникла необходимость отразить дополнительные листы.

Дополнительные документы

К исправленной отчетности приложите сопроводительное письмо, в котором в обязательном порядке укажите:

  • показатель вида декларации – НДС;
  • показатели отчётного и налогового периода, по которым вы произвели перерасчёт;
  • причины уточнений;
  • новые значения;
  • исправленные строки в декларации;
  • реквизит платёжного документа, по которым была перечислена недостающая суммы по налогу;
  • подпись руководителя, либо уполномоченного главного бухгалтера.

Также необходимо приложить копию платёжного документа, которая подтверждает, что налогоплательщик оплатил пени.

Камеральная проверка обычно требует и первичную отчетность, по которой выполнялись уточнения.

Последствия корректировки данных

Устранение ошибок в расчетах суммы НДС в уточненной декларации происходит в сторону ее уменьшения или увеличения.

По уменьшению

Если вы подали уточнения с целью снизить НДС к уплате, за такой отчетностью последует камеральная проверка.

Также возможна выездная проверка, если такова давно не проводилась. Если проверка подтвердит факт уменьшения налога, то на вашем лицевом счёте будет создана переплата. Распорядитесь ею по своему желанию: верните на свой расчётный счёт, или пустите во взаимозачёт по другим налогам, или НДС.

Также вам необходимо будет написать заявление на имя руководителя инспекции ФНС на возврат или взаимозачет соответственно.

По увеличению

Если вы подали уточнения на увеличение налога, а значит его доплату, то сначала доплатите недостающую сумму, а после сдавайте декларацию корректировки.Это обезопасит вас от штрафных санкций со стороны налоговой службы по факту неуплаты налога.

Налоговая инспекция может наложить пени на сумму неуплаты. Уплатите их также перед представлением уточненной декларации. Допускается даже минимальная разница между сроками уплаты пени и подачи.

Если вы увидели, что сумма доплаты уже поступила получателю, можете представить декларацию в этот день. Обычно, организации предпочитают сдавать на следующий рабочий день.

Оформление договора купли продажи земельного участка лучше совершать при участии нотариуса.
Как признать право собственности на земельный участок через суд? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.
Можно ли взять ипотеку на покупку земельного участка? Читайте об этом .

Штрафные санкции

По увеличению налога в корректировочной декларации, налоговая служба может взыскать штраф в размере 20 % разницы сумм налога в уточненной и первичной отчетности.

Суд в этом вопросе может быть как на вашей стороне, так и на стороне налогового органа.

Если налоговая служба выписала штраф по неуплаченной сумме налога вовремя, вы можете воспользоваться правом оспорить это в ходе судебного разбирательства в случае, если вы произвели уплату НДС и пени раньше, чем налоговый орган об этом узнал.

Неуплата пени не создает состава налогового правонарушения. Это мнение большинства судебных практик. Однако, правомерным является наложение взыскания за неуплату пени, поскольку это одна из стадий освобождения вас от налоговой ответственности.

Если камеральных проверок по одной уточненной декларации было совершено несколько, суд также будет однозначно на вашей стороне.

Исключением является сдача нескольких корректировочных деклараций по НДС подряд, за один налоговый квартал.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Корректирующая декларация по НДС подается на основании требования налоговых органов или в случае самостоятельного обнаружения ошибок, допущенных в исходно поданном отчете.

Бывают ли ошибки, при которых «уточненка» не нужна?

Да, вопрос о подаче корректирующей декларации должен рассматриваться отдельно для каждого конкретного случая.

Обязательно должна быть подана уточненная декларация по НДС в 2018 году, если ошибка или неточность привели к занижению суммы налога к уплате (п.1 ст.81 НК РФ).

Нет необходимости в корректирующей декларации, если налог был доначислен или уменьшен в результате налоговой проверки. Результаты проверок налоговики самостоятельно отражают в начислениях по лицевому счету налогоплательщика, последнему останется лишь отразить нестыковку по счетам бухгалтерского учета – если речь идет о компании.

Не нужна уточненная налоговая декларация по НДС при несущественных для декларации в целом опечатках в данных, таких как, например, ошибочный ИНН покупателя или неверная дата счета-фактуры. Подобная информация на сумму налога непосредственно не влияет.

Полностью на усмотрение налогоплательщика остается вопрос подачи корректирующей отчетности, если ошибки, выявленные в первоначально поданной декларации, привели к переплате по НДС. Но следует помнить, что, получив подобное исправление, предполагающее возврат некой суммы уплаченного налога из бюджета, ФНС не ограничится обычной камеральной проверкой. Декларант должен быть готов к тому, что у него как минимум дополнительно запросят все документы от поставщиков, подтверждающие его право на вычет. В некоторых случаях дело может дойти даже до выездной проверки.

Заполнение уточненной декларации по НДС

Важный нюанс: корректирующая декларация заполняется по форме, которая была действительна в период, за который вносятся соответствующие изменения (п.5 ст.81 НК РФ).

Исправленные суммы отображаются в корректировочной декларации полностью, недостаточно указать лишь разницу между ошибочными и правильными сведениями. В целом заполнение отчета производится по тем же правилам, что и при подаче первичной декларации., при этом указываются значения без ошибок. Основным же отличительным признаком первичной декларации от уточненной является пометка на титульном листе «Номер корректировки». Первичная декларация помечается кодом «0», а уточненная «1» (или же «2», «3», в случае повторных изменений в течение одного налогового периода).

Читайте также: Налоговый период по НДС

Уточняющая декларация по НДС: пример заполнения титульного листа

Еще один нюанс уточненной декларации: в разделах с 8 по 12 необходимо указать код актуальности сведений. Аналогичная строка есть в Приложении I к разделам 8 и 9. Код актуальности в «уточненке» имеет два параметра «0» и «1»:

«0» – если в предыдущей версии декларации данные не предоставлялись или если требуют замены;

«1» – если ранее предоставленные сведения остаются актуальными и не требуют изменений.

Признак актуальности позволяет избегать дублирования большого объема данных. В случае признака актуальности «1» будут автоматически сохранены сведения из предыдущей декларации. В противном случае будет произведена выгрузка обновленных данных по тем разделам, на которые указывает уточняющая декларация по НДС.

Напомним, уточненная декларация – также, как и первоначальная – подается в ИФНС в электронном формате (письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4440@). Подача отчетности по НДС в бумажном виде на данный момент законодательством не предусмотрена.

Читайте также: Как сдать НДС, если нет электронной отчетности

Сроки подачи «уточненки»

Сроки подачи не регламентированы. Рекомендуется предоставлять исправления в ИФНС сразу по нахождении ошибки. В идеальном случае подача уточненной декларации по НДС происходит в стандартный срок предоставления деклараций, – не позднее 25 числа месяца, который следует за налоговым периодом (кварталом). Представленная в инспекцию столь оперативно, декларация будет зачтена налоговой службой как верно поданная.

Если период подачи деклараций истек, но есть время до фактической выплаты налога, важно не только подать корректировку, но и своевременно выплатить правильную сумму налога. В таком случае налогоплательщик избежит как штрафа, так и пени за просрочку.

Когда уточнение выходит за рамки срока налоговых выплат или относится к предыдущим налоговым периодам, наступает ответственность по статье 122 НК РФ в виде штрафа за несвоевременную уплату налога. Избежать ее можно, если уточненная декларация по НДС будет подана до того, как ошибку обнаружит налоговый инспектор (п. 4 ст. 81 НК РФ). Недоимку, возникшую в результате пересчета налога, также рекомендуется погасить до момента подачи корректировки. Как и в выше описанных ситуациях, налогоплательщику в этом случае будут предъявлены лишь пени по возникшей разнице между ошибочной и корректной суммой НДС.

>Уточненная декларация по НДС. Разбираемся как исправить ошибки

Общие правила исправления книги продаж и книги покупок

Скорректировать данные этих налоговых регистров необходимо и в том случае, когда обязанности в представлении уточненной декларации нет и налогоплательщику необходимо исправить технические ошибки. При обнаружении ошибок после окончания квартала, в котором они совершены, исправительные записи в книгу продаж или в книгу покупок производятся в дополнительных листах книги продаж (книги покупок), в которых были допущены ошибки (п. 4 Правил ведения книги покупок, п. п. 3, 11 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением N 1137)

Чтобы внести в книгу продаж или книгу покупок запись о ранее не включенных в них счетах-фактурах необходимо зарегистрировать «забытые» счета фактуры в дополнительном листе к книге продаж или книге покупок соответственно. А чтобы убрать ошибочную запись, в дополнительном листе к книге покупок (книги продаж) необходимо повторить «лишнюю» запись о счете-фактуре, указав числовые показатели счета-фактуры с отрицательным знаком.

Разберем подробнее самые распространенные ошибки и варианты их исправления

Ошибка 1. Забыли зарегистрировать выставленный счет-фактуру в книге продаж

Счета-фактуры нужно зарегистрировать в книге продаж в том периоде, в котором возникло налоговые обязательства (п. 2 Правил ведения книги продаж). Соответственно «забытый» счет-фактуру следует зарегистрировать в дополнительном листе книги продаж квартала, в котором возникла налоговая база по НДС. Также необходимо представить уточненную декларацию по НДС, предварительно уплатив недоимку и пени.

Ошибка 2. Выставлен «лишний» счет-фактура

Во многих организациях оформлением первичных документов и счетов-фактур занимаются менеджеры, а не сотрудники бухгалтерии. Поэтому после окончания квартала иногда выясняется, что была оформлена реализация товаров (работ, услуг), которой не было.

Такие ситуации характерны для организаций, выполняющих строительно-монтажные работы. В последний день квартала подрядчик составил акт выполненных работ, выписал счет-фактуру, но заказчик отказался от подписания акта по объективным причинам. В такой ситуации нет реализации работ, а значит и счет-фактура выписан преждевременно. Соответственно его нужно аннулировать.

ФНС РФ разъясняет, если выставленный счет-фактуру продавец не зарегистрировал в книге продаж, а покупатель в книге покупок, то никаких налоговых последствий у сторон сделки не возникает (Письмо ФНС РФ от 30 апреля 2015 г. N БС-18-6/499@). Т.е., чтобы аннулировать ошибочно выставленный счет-фактуру продавцу необходимо аннулировать запись о нем в книге продаж.

Если ошибочно выставленный счет-фактуру покупатель зарегистрировал в книге покупок, то ему необходимо аннулировать запись о нем в книге покупок. Как уже говорилось, если необходимо внести изменения в книгу продаж или в книгу покупок после окончания квартала, такие исправления вносятся в дополнительных листах книги продаж (книги покупок), т.е. записи о «лишних» счетах-фактурах аннулируются (числовые показатели отражаются с отрицательным значением).

Ошибка 3. Зарегистрировали счет-фактуру с неправильными числовыми показателями (завысили или занизили сумму НДС к уплате)

При регистрации правильно заполненных счетов-фактур можно допустить ошибку при заполнении книги покупок (книги продаж), указав неверные данные. В этом случае для исправления ошибок аннулируют неправильные записи о счетах-фактурах, т.е. в дополнительном листе книги продаж (книги покупок) повторяют ошибочные записи, но указывают числовые показатели со знаком «минус» и делают правильную запись.

В такой ситуации не зависимо от результатов перерасчета следует представить уточненную декларацию по НДС. Если налогоплательщик занизил сумму НДС к уплате, то перед представлением «уточненки» необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени.

Ошибка 4. Забыли заявить вычет НДС

Практика показывает, что чаще всего налогоплательщики забывают заявить к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты при отражении отгрузки товаров (работ, услуг) (п.8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ). Многие забывают принять к вычету НДС, уплаченный в качестве налоговых агентов. В этих ситуациях, если налогоплательщик желает воспользоваться «забытыми» вычетами следует представить уточненную декларацию по НДС, увеличив сумму вычетов.

Дело в том, что, по мнению Минфина РФ, не все вычеты можно переносить на более поздний период.

В соответствии с п.1.1 ст.172 НК РФ вычет НДС по товарам (работам, услугам), указанным в п.2 ст.171 НК РФ, т.е. НДС, предъявленный продавцами и «таможенный» НДС, можно заявить в течение трех лет после отражения товаров (работ, услуг) в учете. Причем вычеты можно заявлять частями в разных кварталах (Письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-07-РЗ/28263).

Исключения составляют основные средства, оборудование к установке и (или) нематериальные активы. НДС по ним переносить можно, но заявлять его необходимо в полном объеме (т.е. частично переносить вычет нельзя) (Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-07-11/84699).

Вычеты, не указанные в п.1.1. ст.172 НК РФ переносить на более поздний период нельзя.

Соответственно, если налогоплательщик обнаружил, что забыл принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты на дату отгрузки товаров (работ, услуг) или НДС, уплаченный налоговым агентом, и не хочет спорить с налоговыми органами, заявить такие вычеты следует в том квартале, в котором выполнены условия для вычета, т.е. в уточненной декларации по НДС . Переносить эти вычеты на более поздний период не следует (Письма Минфина от 21.07.2015 N 03-07-11/41908, от 09.04.2015 N 03-07-11/20290).

В тоже время, нормами главы 21 НК РФ могут быть установлены иные сроки для вычетов НДС. Например, вычет НДС при возврате предоплаты или возврате товаров (работ, услуг) возможен после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа (п.5 ст.171 и п.4 ст.172 НК РФ).

А вычет по корректировочным счетам-фактурам производится в течение трех лет с момента выставления корректировочного счета-фактуры (п.13 ст.171 и п.10 ст.172 НК РФ). Поэтому заявить такие вычеты можно как в текущем периоде, так и в уточненной декларации по НДС, если конечно сроки для

вычета НДС не пропущены.

Таким образом, если налогоплательщик обнаружил, что забыл заявить вычет НДС, которым можно воспользоваться в более позднем периоде, представлять уточненную декларацию по НДС не обязательно. Его можно заявить в текущем периоде. Если же «переносить» вычет на более поздний период нельзя, для реализации права на вычет следует представить «уточненку». В этом случае, забытый счет-фактуру следует зарегистрировать в дополнительном листе книги покупок квартала, в котором возникло право на вычет.

Ошибка 5. Допущена ошибка при заполнении счета-фактуры

Если была допущена ошибка при заполнении счета-фактуры, например, указали не ту цену за товар, перепутали ставку налога и пр., т.е. ошибка в счете-фактуре препятствует налоговым органам определить продавца, покупателя, товаров (работ, услуг), их стоимость, сумму и ставку НДС, счет-фактуру необходимо исправить (п.2 ст.169 НК РФ). В противном случае, покупатель не может принять к вычету НДС.

Счета-фактуры исправляют путем выставления исправленного (правильно заполненного) счета-фактуры с тем же номером и датой. При этом в строке 1а указывают номер и дату исправления счета-фактуры. Остальные показатели счета-фактуры заполняют так, как нужно было это сделать изначально (правильно).

После исправления счета-фактуры продавцу необходимо внести исправления в книгу продаж того периода, в котором был зарегистрирован первоначальный счет-фактура. Если счет-фактура исправлен после окончания квартала, в котором он был зарегистрирован в книге продаж, то исправления книги продаж производятся в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором был зарегистрирован счет-фактура с ошибкой.

Запись о неправильно заполненном счете-фактуре аннулируется, т.е. его числовые показатели указываются с отрицательным значением и регистрируется исправленный счет-фактура.

После составления дополнительного листа книги продаж необходимо представить уточненную декларацию по НДС, не зависимо от того как изменилась налоговая база по НДС, в т.ч. чтобы оградить покупателя от лишних взаимодействий с налоговыми органами.

Если покупатель получил исправленный счет-фактуру, он может принять к вычету НДС в том периоде, в котором он заявил вычет по неправильно заполненному счету-фактуре. Такое право налогоплательщики официально получили с 01.10.2017 г. (Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 981), после внесения изменений в правила заполнения НДС-документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее -Постановление N 1137).

С 1 октября 2017 г. исправленный счет-фактура, полученный после окончания налогового периода, регистрируются в дополнительном листе книги покупок за квартал, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений (п. 4. и п. 9 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением N 1137). При этом запись о неправильно заполненном счете-фактуре аннулируется (п.3 и п. 5 Правил заполнения дополнительного листа книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением N 1137).

Например, покупатель принял к вычету НДС по неправильно заполненному счету-фактуре во третьем квартале 2017 года, а во втором квартале 2018 года получил исправленный счет-фактуру. В этом случае в дополнительном листе книги покупок за 3-й квартал 2017 года он аннулирует запись о неправильно заполненном счете-фактуре и зарегистрирует исправленный счет-фактуру.

И здесь может возникнуть вопрос: нужно ли покупателю представлять уточненную декларацию по НДС, если сумма вычетов не изменилась? Например, в 3-м квартале 2017 года покупатель принял к вычету НДС по товарам на основании счета-фактуры на сумму 118 000 руб., т.е. 18 000 НДС, а во 2-м квартале 2018 года получил исправленный счет-фактуру на сумму 236 000 руб., в т.ч. НДС 36 000 руб.

Чтобы сумма вычетов в уточненной декларации по НДС не увеличилась, налогоплательщик принял решение заявить вычет по исправленному счету-фактуре частями, т.е. он аннулировал запись о неправильно заполненном счете-фактуре на сумму 118 000 руб. и зарегистрировал исправленный счет-фактуру в дополнительном листе книги покупок за 3-й квартал 2017 года, указав в графе 15 дополнительного листа книги покупок стоимость товаров (работ, услуг), указанную в графе 9 по строке «Всего к оплате» исправленного счета-фактуры (в нашем примере-236000 руб.), а в графе 16 — сумму НДС, принимаемую к вычету— 18000 руб. Оставшуюся часть вычета (18000 руб.) по исправленному счету-фактуре он отразил в книги покупок текущего периода. Соответственно сумма вычетов НДС по итогам 3-го квартала 2017 года не изменилась.

По мнению автора, даже если покупатель принял к вычету НДС в меньшей сумме, чем указано в исправленном счете-фактуре, ему следует представить уточненную декларацию по НДС.

Дело в том, что существенные ошибки в счете-фактуре, в частности ошибки в стоимости товаров и сумме предъявленного НДС лишают покупателю права на вычет НДС (п.2 ст.169 НК РФ). Соответственно не зависимо от того, получил покупатель исправленный счет-фактуру или нет, вычет по неправильно заполненному счету-фактуре невозможен. А значит, приняв к вычету НДС, покупатель завысил сумму вычетов, т.е. совершил ошибку, которая привела к неуплате налога и обязан ее исправить (п.1 ст.81 НК РФ). Вычет НДС по исправленному счету-фактуре — это право налогоплательщика и это право следует заявить в декларации по НДС.

Кроме того, при отсутствии уточненной декларации по НДС у покупателя данные уточненной декларации по НДС у продавца не «схлопнутся» с данными декларации покупателя. Поэтому существует риск, что при непредставлении уточненной декларации по НДС налоговый орган при проведении выездной проверки «снимет» с вычетов всю сумму НДС по неправильно заполненному счету-фактуре, при этом право на вычет по исправленному счету-фактуре налоговый орган «навязывать» налогоплательщику не будет.

Уточненная налоговая декларация по НДС: право или обязанность

Подача уточненной декларации по НДС может быть правом или обязанностью налогоплательщика. Обязанность подать уточненную декларацию возникает тогда, когда неотражение сведений или допущенные ошибки привели к занижению подлежащей уплате суммы налога (п. 1 ст. 81 НК РФ). К примеру, налогоплательщик не отразил какую-то реализацию или применил НДС-вычеты в большем размере, чем полагалось.

Занижение суммы налога может быть обнаружено налогоплательщиком или налоговой инспекцией в результате камеральной проверки НДС-декларации.

Сдать уточненную декларацию нужно будет также в случае, когда в установленные сроки не была подтверждена ставка НДС 0% в отношении экспортной отгрузки.

А вот если недостоверные сведения или ошибки в декларации не привели к занижению суммы НДС к уплате, подача уточненной декларации – право налогоплательщика. К примеру, вычеты по импортному НДС ошибочно были отражены в составе общей суммы вычетов налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров на территории РФ, т. е. по строке 120 налоговой декларации.

Обращаем внимание, что если налогоплательщик получил или выставил корректировочный счет-фактуру, представлять уточненную декларацию по НДС не нужно. Корректировочный счет-фактура отражается в текущем периоде.

Также не требуется сдавать уточненку по НДС, если налог был доначислен на основании решения ИФНС, вынесенного по результатам налоговой проверки (п. 2 Порядка, утв.Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Форма и состав уточненной НДС-декларации

Уточненную налоговую декларацию нужно сдавать по форме, которая действовала в том налоговом периоде, за который вносятся изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

В уточненную налоговую декларацию включаются все необходимые листы, разделы и приложения, в т.ч. те, которые были в первоначальной декларации и не содержали ошибок (п. 2 Порядка, утв.Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Если какие-либо страницы были представлены ошибочно, в состав уточненной декларации они не включаются. Страницы, содержавшие ошибки, включаются в уточненную декларацию с учетом исправлений.

Например, если налогоплательщик заполнил дополнительные листы к книге покупок или продаж, в декларацию нужно будет включить Приложение 1 к разделу 8 или 9 соответственно.

Как заполнить уточненную декларацию по НДС? При заполнении налоговой декларации необходимо руководствоваться Порядком, утвержденным Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Напомним, что при представлении уточненной НДС-декларации на Титульном листе нужно заполнить показатель «Номер корректировки» (например, «1—«, если это первая уточненка декларации), а код налогового периода указать соответствующий периоду, за который вносятся изменения. Например, для 3-го квартала код «23».

Срок подачи уточненной декларации по НДС

Если инициатором сдачи уточненной декларации по НДС является сам налогоплательщик, то он и определяет сроки для ее подачи. Однако важно иметь в виду, что затягивая с подачей уточненки (если по ее результатам НДС подлежит к доплате), налогоплательщик рискует быть привлеченным к налоговой ответственности. Последнее возможно, если инспекция обнаружила факт занижения НДС в декларации или назначила в отношении налогоплательщика выездную налоговую проверку по НДС и сообщила об этом налогоплательщику (п.п.2-4 ст. 81 НК РФ).

Напоминаем, что для освобождения от ответственности за неуплату налога в случае, когда уточненная налоговая декларация представляется после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, необходимо, чтобы до представления уточненки была уплачена недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

Для расчета пени по уточненной декларации по НДС удобно воспользоваться нашим Калькулятором.

При доплате НДС по уточненной декларации платежное поручение составляется аналогично платежному поручению, форму которого мы приводили в нашем материале, с учетом следующих особенностей. Когда доплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно, в поле 106 «Основное платежа» указывается «ЗД», а в поле 109 «Дата документа основания платежа» ставится «0».

Если уточненная декларация подается в связи с полученным требованием из ИФНС, сделать это нужно в течение 5 рабочих дней после получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Обращаем внимание, что штраф за уточненную декларацию по НДС, т. е. за один лишь факт, что подана уточненка, налогоплательщику не грозит. Но вот если налогоплательщик проигнорирует требование ИФНС о представлении пояснений и не подаст ни пояснения, ни уточненную декларацию, штраф составит 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Напомним, что при подаче уточненной декларации по НДС последствия основные будут состоять в том, что начнется камеральная проверка новой поданной декларации. Она продлится 2 месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В случае, когда инспекция направила требование по НДС, но, по мнению налогоплательщика, представлять уточненку не нужно, поскольку налог не был занижен, достаточно будет ограничиться пояснениями.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *